Цель
реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР
— обеспечение выполнения требований
ФГОС ООО обучающимися с ЗПР посредством
создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта.
Для
обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП
ООО, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
-
адаптация основной общеобразовательной
программы основного общего образования
с учетом структуры нарушенного развития
при ЗПР;
-
опора на достижения предшествующего
(начального) этапа образования;
-
обеспечение особой пространственной
и временной организации образовательной
среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы
(быстрая истощаемость, низкая
работоспособность, пониженного общего
тонуса и др.);
-
комплексное медико-психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с ЗПР,
гарантирующее получение необходимого
медикаментозного лечения, направленного
на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения; специальной
психолого-педагогической помощи,
направленной на коррекцию нарушений
эмоционально-личностного развития,
формирование саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
-
обязательные лечебные и профилактические
мероприятия, поскольку функциональная
недостаточность головного мозга при
ЗПР проявляется не только в замедлении
темпа психофизического развития, но
и в психоневрологических и соматических
расстройствах (большинство детей
нуждаются в динамическом медицинском
наблюдении и в периодическом активном
лечении у педиатра, невропатолога и
психиатра);
-
организация образования данной
категории детей с учётом специфики
усвоения академических компетенций
обучающимися с ЗПР (темпа учебной
работы, «пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи
взрослого с учётом индивидуальных
недостатков развития);
-
организация длительного закрепления
и неоднократного повторения изучаемого
материала, опоры в процессе обучения
на все репрезентативные системы,
повышения доли наглядных (в том числе
с применением IT) и практических методов
обучения;
-
учёт актуальных и потенциальных
познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и
продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий
обучающихся с ЗПР;
-
постоянный (пошаговый) мониторинг
результативности образования и
сформированности социальной компетенции
обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
-
обеспечение непрерывного контроля
за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР,
продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными
заданиями самостоятельно;
-
учёт замедленного темпа усвоения
учебного материала, трудностей
понимания и репрезентации изучаемого,
особенно в рамках предметных областей
«Математика и информатика», «Русский
язык и литература»;
-
постоянная помощь в осмыслении и
расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании
освоенных умений;
-
специальное обучение «переносу»
сформированных знаний и умений и
новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
В
связи с недостатками абстрактно-логического
мышления у обучающихся с ЗПР, обязательное
введение в содержание рабочих программ
предметов пропедевтических разделов
облегчающих изучение трудных тем;
-
обеспечение постоянного контроля за
усвоением учебных знаний для профилактики
пробелов;
-
организация систематической помощи
в усвоении учебных предметов, требующих
высокой степени сформированности
абстрактно- логического мышления;
-
учёт типологических особенностей,
обусловленных структурой дефекта при
ЗПР в установлении объёма изучаемого
учебного материала и его преподнесении;
-
для коррекции недостатков развития
школьников с ЗПР и восполнения пробелов
предшествующего обучения должны
проводиться индивидуально-групповые
коррекционные занятия общеразвивающей
и предметной направленности;
-
постоянная актуализация знаний, умений
и одобряемых обществом норм поведения;
-
использование преимущественно
позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
-
минимизация и индивидуализация
требований к уровню освоения предметов,
требующих высокого уровня
абстрактно-логического мышления при
выборе учебного материала и оценке
предметных результатов;
-
необходимость постоянной помощи в
преодолении трудностей в овладении
предметным содержанием, обусловленными
недостатками познавательной и
эмоционально-личностной сферы, особенно
при выполнении контрольных работ по
основным предметам (разрешение
использовать калькулятор, набирать
текст на ПК с функцией проверки
орфографии, пользоваться таблицей
умножения, памятками и схемами,
облегчающими решение задач определенного
типа и т.п.);
-
развитие и отработка средств
коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами
семьи, со сверстниками, с взрослыми),
-
формирование навыков социально
одобряемого поведения;
-
формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности
и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
-
учёт специфики саморегуляции
(недостатков инициативности,
самостоятельности и ответственности,
трудностей эмоционального контроля)
школьников с ЗПР при организации всего
учебно-воспитательной деятельности;
-
приоритет контроля личностных и
метапредметных результатов образования
над предметными;
-
исосредоточение внимания к формированию
сферы жизненной компетенции (житейской,
коммуникативной) и исключение завышенных
требований к метапредметным и личностным
результатам образования обучающихся
с ЗПР;
-
профилактика и коррекция социокультурной
и школьной дезадаптации;
-
обеспечение взаимодействия семьи и
образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных
и общекультурных ценностей).
Особые
образовательные потребности обучающихся
с задержкой психического развития на
уровне основного общего образования
дают основание для обучения по
адаптированной основной общеобразовательной
программе, в том числе на основе
индивидуального учебного плана.
|