Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 7»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель СПДО
МАОУ «ЦО №7»
___________ Е.В. Волкова
01.07.2021 г.
Директор МАОУ «ЦО №7»
____________ О.Ф. Гудкова
Приказ №83-Д от 01.07.2021 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 03417B87006AADEB9C498CA259CF814B02
Владелец: Гудкова Ольга Федоровна
Действителен: с 19.07.2021 до 19.07.2022
педагог дополнительного образования
Знак Артем Валерьевич
«Командообразование»
дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной
направленности
для детей 10-12 лет
срок реализации 9 месяцев
Нижняя Салда
2021
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план.
Содержание курса
4. Планируемые результаты.
5. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Информационное обеспечение.
Кадровое обеспечение.
Методические материалы
6. Формы аттестации (контроля)
7. Список литературы
3
5
5
6
7
7
9
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на формирования командного духа и создание
позитивного настроения. Основная идея программы в том, чтобы участники в
легкой и непринужденной обстановке проявили свои лидерские качества и
способности к коммуникации, лучше познакомились с ровесниками по своей
группе, ярко и с удовольствием провели время. Важной чертой программы
является сочетание различных видов деятельности: спортивная, досуговая,
образовательная, развлекательная. Игровая программа может иметь
различные аспекты в зависимости от поставленных целей. Акцент может
быть поставлен на развитие деловых, спортивных, социально –
психологических качеств.
Актуальность
Способность действовать в команде - сегодня просто незаменима. Это
способность жить в обществе. От природы у каждого человека силен дух
соперничества. А возможность перейти от конкуренции к содружеству - это и
есть способности к командообразованию. Командообразование опирается на
такие важные качества, как взаимопомощь, умение действовать сообща,
чуткость, терпение, уважение другого, самоуважение. Этого всего в
подростковой среде часто не хватает. Умение работать в команде сильно
пригодится человеку во взрослой жизни - на работе, при вступлении в брак, в
партнерских отношениях.
Комплекс игровых упражнений, используемый в данной программе, даст
возможность учащемуся осознать свои умения и навыки в игре по отношению
к себе, к товарищам, к учителю. ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
упражнений данного комплекса является их направленность на
командообразование и проведение сеанса рефлексии в конце занятия. Важной
составляющей этих групповых игр является более глубокое понимание
другого человека, повышение толерантности, коррекция поведения
подростков, стабилизация их эмоционального состояния и самооценки. Дети
учатся лучше слышать друг друга, убедительнее доносить свои мысли до
собеседника, начинают осознавать зону своих возможностей и ценность
способностей друзей.
Каждое занятие завершается проведением рефлексии.
В процессе проведения рефлексии учащиеся получают возможность снять
накопившееся эмоциональное напряжение, упорядочить приобретенные
знания. Процесс обсуждения строится на равноправии, что стимулирует у
каждого желание проявить инициативу и творчество. При этом существенно
меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность,
равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию,
сопричастности.
Главная ценность комплекса игровых упражнений командообразования в
создании системы взаимной ответственности и взаимозависимости,
толерантности в сфере игрового взаимодействия младших школьников. В
таких играх учащийся овладевает социальными нормами, познает себя, других
людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми. Комплекс игровых
упражнений используется для активизации группового взаимодействия.
Учащиеся последовательно вырабатывают умения находить свое место в
групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль,
адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным
членам Команды. Участие школьников в командообразовывающих
упражнениях позволяет расширить диапазон эмоций, соотнести эмоции и
ситуации, в которых они проявлялись, ориентироваться в собственном
отношении к эмоциям, понимать связь эмоциональной сферы и тела.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Целью программы является формирование социальных навыков у детей
школьного возраста.
Задачи программы
Образовательные:
- развить навыки предварительного планирования и подготовки к выполнению
задания всеми участниками игры;
- мотивировать учащихся на оказание физической поддержки друг другу;
- создать между участниками более тесный физический контакт для
повышения уровня доверия товарищам;
- дать учащимся возможность осознать необходимость доверяться в нужный
момент, возможность почувствовать доверие к товарищам;
- обозначить важность инициативы каждого из участников в оказании
взаимопомощи для выполнения общего задания;
- выработать и закрепить навыки поиска дополнительных ресурсов класса и
нестандартных решений.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим, чувства
товарищества, чувства личной ответственности;
- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела;
- укрепление здоровья;
- здоровьесбережение;
- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
образовательной программы внеурочной деятельности
№ Разделы/темы
1
2
3
4
5
Упражнения на
командообразовани
е
Упражнения на
развитие
коммуникативных
навыков
Упражнения для
обратной связи
Подвижные игры
Командная работа,
сотрудничество
Всего часов:
Количество часов
Всег Теори Практик
о
я
а
6
2
4
Формы
контроля
2
0
2
Наблюдение,
беседа
2
1
1
Беседа
4
2
0
1
4
1
Наблюдение
16
4
12
Наблюдения
, беседа
Беседа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на совершенствование навыков общения. В
нее входят упражнения на командообразование, упражнения на развитие
коммуникативных навыков, упражнения для обратной связи, подвижные
игры и групповая работа. Основная цель игр на командообразование –
создание команды из разрозненных людей.
Далеко не всегда ученик, находясь в привычных условиях, может
проявить свой потенциал, свои трудовые способности в полной мере. Не
всегда есть просто физическая возможность верно оценить товарища по
классу. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы
личность раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что
называется, с другой стороны.
Раздел «Упражнения на командообразование»
Цель упражнений: активизация поисковой активности участников,
выработки собственного мнения, отношения и взглядов на различные
вещи, пробуждение в участниках творческого потенциала, развитие
коммуникабельности, воспитание ответственного отношения к делу,
уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества
в целом.
Учащиеся научатся: доверять участникам команды, ответственному
отношению участников друг к другу, формированию командного
взаимодействия между участниками команды, научатся преодолевать
тактильные барьеры, руководить, слышать друг друга, искать выход из
трудных ситуаций, прислушиваться к мнению окружающих,
ответственному отношению к общему делу, конструктивно
взаимодействовать друг с другом.
Раздел «Упражнения на развитие коммуникативных навыков»
Цель упражнений: повышение эмоционального фона в команде,
формирование умений и навыков социального взаимодействия и
общения, развитие навыков невербальной коммуникации, формирование
навыков умения убеждать, активного слушания.
Учащиеся научатся: объяснять сложные вещи простыми словами,
договариваться между собой, общаться с помощью разных средств
коммуникации, групповой дискуссии, обобщению и систематизации,
научаться выявлять принципы внутрикомандного взаимодействия,
понимать причины и следствия неэффективного межличностного
общения, обмениваться информацией в группе, сосредотачиваться на
сотрудничестве во время решения проблемы командой.
Раздел «Упражнения для обратной связи»
Цель упражнений: создание условий для осознания ценности
личности, осознание участником личностных возможностей, сильных
сторон, создание условий для повышения самооценки участников
Команды, создание условий для творческого союза в группе, развитие
умения раскрепощаться, устранение барьера стеснительности, зажатости.
Учащиеся научатся: проявлять интерес друг к другу, открыто
проявлять свои чувства.
Раздел «Подвижные игры»
Цель упражнений: создание условий для физического развития
учащихся, укрепления их здоровья, увеличение числа учащихся,
систематически занимающихся физической культурой и спортом,
повышение уровня физической подготовленности учащихся,
формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических
занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа
жизни.
Учащиеся научатся: основам базовых видов двигательных действий
и координационных способностей.
Раздел «Групповая работа»
Цель упражнений: создание условий для мыслительного процесса и
стимуляции воображения, переключить внимание участников с видения
преград на видение возможностей.
Учащиеся научатся: мотивировать себя на успех.
Планируемые результаты:
Результатом совместной деятельности непременно будет создание
атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи и творческого поиска путей
выполнения поставленных перед командой заданий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Помещение для занятий:
учебный кабинет, оснащенный выходом в интернет.
№
Оборудование
Количество/шт.
1. Ноутбук
2
2. Мультимедийный проектор
1
3. Магнитно-маркерная доска
1
4. Предметно-развивающая среда территории ДОУ по
физическому развитию воспитанников
Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы
1. Ресурс вожатых детских оздоровительных лагерей Лагерь от А до Я —
Летний лагерь (summercamp.ru)
2. Справочник командного лидера Справочник командного лидера
(ruef.ru)
3. Методическое пособие по тимбилдингу (командообразование)
Методическое пособие по тимбилдингу (командообразование) Что
такое тимбилдинг? | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Кадровое обеспечение
Реализация настоящей дополнительной общеразвивающей программы
обеспечивается педагогическими кадрами, без требований к образованию и к
квалификационной категории.
Методические материалы
1. Методические рекомендации по разработке коллективно творческих дел.
2. Методические рекомендации для проведения Верёвочного курса.
3. Таблица «Возрастные особенности детей».
5. Электронная презентация по теме «Планирование деятельности
и целеполагание».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Для определения ожидаемого результата проводится входной
контроль (январь), промежуточный контроль (апрель) и итоговый
контроль обучающихся (в конце срока реализации программы). Данные
виды контроля позволяют педагогу и обучающимся увидеть результаты
своей деятельности, что создает хороший психологический климат в
коллективе.
Мониторинг и анализ результатов, посредствам:
- анализа результатов проведенных мероприятий;
- мониторинга достижений лидеров.
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- организация и участие в мероприятиях;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашова, Т.Д. В
помощь
организатору
детского
оздоровительного лагеря [Текст]/ Т.Д. Балашова. – М: МГПО,
2000.- 112 с.
2. Беляков Е. 365 развивающих игр. М. 1998 г. – 304 с.
3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.
М. 2007 г. – 334 с.
4. Волохов А.В, Фришман И.И. Внимание, каникулы!
Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005 -128 с.
5. Волохов А.С. Детские организации – что нового? //Воспитание
школьника. - № 5. М. 1995 г. – 20 с.
6. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис. Учебное пособие по
организации детского досуга в лагере и школе [Текст]: для
учителей, воспитателей и педагогов - организаторов внеклассной
работы / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова.- М: Педагогическое
общество России, 2004. - 224 с.
7. Гусев И.Е. Этикет от А до Я. Мн.: Харвест, 2000. — 352 с.
8. Джанни Родари. Грамматика фантазии. М. 1980 г. – 99 с.
9. Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при
организации досуга в детских оздоровительных центрах [Текст]
/Н.В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
10.Игры – обучение, тренинг, досуг /Под. ред. В.В. Петрусинского/ В
семи книгах. Книга 6. На пути к совершенству. Книга 7. Искусство
эксперта. М. 1995. – 96 с.
11.Коган, М.С. С игрой круглый год [Текст ]: для воспитателей,
классных руководителей, вожатых, социальных педагогов и
педагогов дополнительного образования/ М. С. Коган. Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 152 с.
12.Кувватов, С.А. Активный отдых на свежем воздухе [Текст]/ С.А.
Кувватов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
13.Нещерет Л.Г. «Летний отдых: идея-проект-воплощение». Из
опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров
(лагерей) Нижегородской области. - Н.Новгород: Изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2002.- 96 с.
14.Никульников, А.Н. Школьная площадка [Текст ]: в помощь
организаторам досуга детей 7-12 лет в школьных лагерях/ А.Н.
Никульников.- Новосибирск: Сибирское университетское
издание, 2008. – 192 с
15.Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы
организации отдыха детей; практические материалы по
овладению опытом вожатского мастерства./ авт.сост. А.А.
Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.
16.Профильный лагерь: от идеи до воплощения: Опыт работы
учреждений системы образования Нижегородской области./ Минво обр – я. Н. Новгород: Нижегородский институт развития
образования, 2008. – 284 с.
17. Слуцкая, Н.Б. Нескучные каникулы [Текст]:
методические рекомендации, сценарии, игры для педагоговорганизаторов и воспитателей. Н.Б. Слуцкая . - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2004. - 352 с.
18.Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском
загородном лагере [Текст]/ С.В.Титов. - Волгоград: Учитель,
2004. - 132 с.
19. Цукерман Г.А., Мастеров Ю.М. Психология саморазвития. М.
2005 г. – 225 с.
20. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М. 1994 г. – 42 с.
21.21 урок о лидерстве. АЮЛ, 2006 г.