Гудкова Ольга
Федоровна
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования №7»
имени Героя Российской Федерации Юрия Сергеевича Игитова (далее
МАОУ «ЦО № 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова, учебный план) для 7г класса,
реализующих адаптивную основную образовательную программу начального
общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ «ЦО
№ 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова, разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования, с учетом Федеральной адаптированной
образовательной программой начального общего образования, и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МАОУ «ЦО № 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова
начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024.
Учебный план ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7) в целом соответствует обязательным требованиям
ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во
внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе
коррекционной работы.
Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный
учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год
или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение
одной или нескольких из нижеуказанных задач:
усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение
которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически
обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счет
часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных
отношений);
проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы
и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий
в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей
2
работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в
неделю;
организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим
особого внимания для пропедевтики возникновения специфически
обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в
обучении;
реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом
интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся),
выбранного обучающимся профиля в обучении.
Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в
рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе
обучения.
Часть федерального учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может
быть использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных
коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности
участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся с ЗПР.
3
В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы
указано на одного обучающегося.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии,
информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических
занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по
предельно допустимой наполняемости групп.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета
"Адаптивная физическая культура" составляет 2 часа в неделю, третий час
может быть реализован образовательной организацией за счет часов
внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися
спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых
приближается или соответствует возрастной норме, образовательная
организация по согласованию с родителями (их законными представителями)
обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая
культура" и "Адаптивная физическая культура".
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, предлагается ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю
учебный предмет "Информатика", в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления по
предмету, что будет способствовать профилактике трудностей в изучении
данного предмета в 7 - 9 классах.
При реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР должны быть
созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися
содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их
особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в
субботу возможны организация проведения внеурочной деятельности Пункт
3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований.
Продолжительность учебного года при получении основного общего
образования составляет 34 недели.
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября.
Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая. Если
этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
заканчивается в предыдущий рабочий день. Для 9 классов окончание
4
учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном
учебном графике предусматривается чередование периодов учебного
времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее
7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8
учебных недель (для 5 - 9 классов), II четверть - 8 учебных недель (для 5 - 9
классов), III четверть - 11 учебных недель (для 5 - 9 классов), IV четверть - 7
учебных недель (для 5 - 9 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для
5 - 9 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для
5 - 9 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) - 11 календарных дней
(для 5 - 9 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две
перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной
деятельностью должна составлять не менее 20 - 30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся с ЗПР и шкалы трудности
учебных предметов, определенной гигиеническими нормативам.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки
в течение дня составляет:
для обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 9 классов - не более 7 уроков.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее
17 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и
5
последним
уроком
необходимо
продолжительностью не менее 20 минут.
6
организовывать
перерыв
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ДЛЯ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ
(Вариант № 1).
Предметные области
Учебные предметы
Количество
неделю
Классы
V
часов
в
VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
Русский
язык
литература
Иностранные языки
Математика
информатика
и Русский язык
Литература
5
6
4
3
3
21
3
3
2
2
3
13
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
Алгебра
3
3
3
9
и Геометрия
2
2
2
6
1
1
1
3
1
1
1
3
2
2
2
2
10
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
3
7
2
2
4
2
2
7
Вероятность
статистика
и
Информатика
История
2
Общественно-научные
Обществознание
предметы
География
1
Физика
Естественно-научные
предметы
10
Химия
Биология
1
Основы
духовнонравственной культуры ОДНКНР
народов России
1
1
1
1
Музыка
1
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
Технология
Труд (технология)
2
2
2
Основы безопасности и Основы безопасности
защиты Родины
и защиты Родины
Физическая культура
Адаптивная
2
7
2
2
1
4
3
1
1
8
1
1
2
2
2
10
физическая культура
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений
участниками
27 28 30
31
32
148
2
2
1
9
2
2
Факультативный курс «Изобразительное
искусство»
1
32
Максимально допустимая недельная нагрузка
29 30 32
33
33
157
Внеурочная
деятельность
(включая
10 10 10
коррекционно-развивающую область)
10
10
50
Коррекционный
курс:
"Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные 3
(психологические и дефектологические)"
3
3
3
3
15
Коррекционный
занятия"
2
2
2
2
2
10
5
5
5
5
5
25
курс:
"Логопедические
Другие направления внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о
важном»
1
Курс внеурочной деятельности
Функциональная грамотность
2
Курс внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты»
1
Итого
4
В случае изучения учебного предмета Информатика с 5 класса на его
изучение отводится 1 час в 5 и 6 классах за счет части, формируемой
участниками образовательных отношений.
8