Гудкова Ольга Федоровна 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования №7» имени Героя Российской Федерации Юрия Сергеевича Игитова (далее МАОУ «ЦО № 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова, учебный план) для 7г класса, реализующих адаптивную основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МАОУ «ЦО № 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в МАОУ «ЦО № 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова начинается 01.09.2023 и заканчивается 26.05.2024. Учебный план ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из нижеуказанных задач: усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счет часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей 2 работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. 3 В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося. При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета "Адаптивная физическая культура" составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и "Адаптивная физическая культура". В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, предлагается ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный предмет "Информатика", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления по предмету, что будет способствовать профилактике трудностей в изучении данного предмета в 7 - 9 классах. При реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведения внеурочной деятельности Пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований. Продолжительность учебного года при получении основного общего образования составляет 34 недели. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день. Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день. Для 9 классов окончание 4 учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации. С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8 учебных недель (для 5 - 9 классов), II четверть - 8 учебных недель (для 5 - 9 классов), III четверть - 11 учебных недель (для 5 - 9 классов), IV четверть - 7 учебных недель (для 5 - 9 классов). Продолжительность каникул составляет: по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 9 классов); по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 9 классов); по окончании III четверти (весенние каникулы) - 11 календарных дней (для 5 - 9 классов); по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 20 - 30 минут. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся с ЗПР и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативам. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 5 и 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 9 классов - не более 7 уроков. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 17 часов. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и 5 последним уроком необходимо продолжительностью не менее 20 минут. 6 организовывать перерыв УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ДЛЯ 5-ДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ (Вариант № 1). Предметные области Учебные предметы Количество неделю Классы V часов в VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык литература Иностранные языки Математика информатика и Русский язык Литература 5 6 4 3 3 21 3 3 2 2 3 13 Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика 5 5 Алгебра 3 3 3 9 и Геометрия 2 2 2 6 1 1 1 3 1 1 1 3 2 2 2 2 10 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 2 2 7 Вероятность статистика и Информатика История 2 Общественно-научные Обществознание предметы География 1 Физика Естественно-научные предметы 10 Химия Биология 1 Основы духовнонравственной культуры ОДНКНР народов России 1 1 1 1 Музыка 1 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 Технология Труд (технология) 2 2 2 Основы безопасности и Основы безопасности защиты Родины и защиты Родины Физическая культура Адаптивная 2 7 2 2 1 4 3 1 1 8 1 1 2 2 2 10 физическая культура Итого Часть, формируемая образовательных отношений участниками 27 28 30 31 32 148 2 2 1 9 2 2 Факультативный курс «Изобразительное искусство» 1 32 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 32 33 33 157 Внеурочная деятельность (включая 10 10 10 коррекционно-развивающую область) 10 10 50 Коррекционный курс: "Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные 3 (психологические и дефектологические)" 3 3 3 3 15 Коррекционный занятия" 2 2 2 2 2 10 5 5 5 5 5 25 курс: "Логопедические Другие направления внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1 Курс внеурочной деятельности Функциональная грамотность 2 Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» 1 Итого 4 В случае изучения учебного предмета Информатика с 5 класса на его изучение отводится 1 час в 5 и 6 классах за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. 8