Согласовано
Зам. директора по ВР
МАОУ «ЦО №7»
Медведева Н.В.
Утверждаю
директор
МАОУ «ЦО №7»
Гудкова О.Ф.
от «12» августа 2021 года
Приказ №99-Д
от «12» августа 2021 года
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 03417B87006AADEB9C498CA259CF814B02
Владелец: Гудкова Ольга Федоровна
Действителен: с 19.07.2021 до 19.07.2022
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Химия без взрывов»
направление «Общеинтеллектуальное»
7-8 класс
Составитель:
Андриевская Оксана
Викторовна
учитель химии
первой квалификационной
категории
2021 - 2022 учебный год
Оглавление
1. Пояснительная записка ....................................................................................... 4
2. Планируемые результаты освоения курса ........................................................ 7
3. Содержание курса ............................................................................................... 8
4. Календарно-тематическое планирование ....................................................... 14
5. Учебно-методическое обеспечение курса ...................................................... 17
3
1. Пояснительная записка
Внеклассная, или внеурочная работа по химии – это система учебновоспитательных мероприятий, проводимых вне обычных классных занятий,
сверх учебного плана, вне расписания уроков. В отличие от обычных уроков,
участие во внеклассной работе является для учащихся добровольной.
Основными задачами внеклассной работы по химии являются формирование
и развитие интереса, склонности к изучению химии, выявление способностей
и дарований к этому предмету, расширение кругозора, овладение
специальными умениями и навыками экспериментальной работы в
химической лаборатории, а также со специальной научной и популярной
литературой. В ходе внеклассной работы осуществляются оформление
химического кабинета, учащиеся получают дополнительные возможности
социальной адаптации, развивается их самостоятельность, творческие
способности,
нравственные
качества
личности,
проводится
профессиональная ориентация.
Довольно позднее изучение химии снижает интерес к этому предмету,
что делает его сложным и непонятным для большого числа учеников. А ведь
дети сталкиваются с химическими объектами и процессами в своей жизни
еще до начала обучения в школе. Естественно-научная база школьников
постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии
средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими
способами.
Если он не почувствует радость познания, не приобретет умение
учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в
дальнейшем будет значительно труднее. Проблему можно решить, если в 7-8
классах организовать кружок.
Основными принципами организации внеклассной работы являются
добровольность, инициатива и самодеятельность учащихся; актуальность и
научность темы выбранного направления работы и ее связь с жизнью;
плановость, систематичность и системность проведения занятий и
мероприятий.
Химические кружки, как и учебный предмет в целом, в
общеобразовательной школе, решают определенные задачи. Такими
задачами, вытекающими также из роли химической науки в современной
жизни, в первую очередь, являются:
- сознательное, прочное и глубокое усвоение основ химической науки,
ее понятий, законов, учений и теорий; овладение специальными
практическими умениями и навыками в области химии;
- развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся,
4
умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимание роли
химической науки в обществе;
формирование
научного
мировоззрения
учащихся
и
естественнонаучной картины мира в их сознании, преодоление хемофобии и
безразличного отношения к современным экологическим проблемам;
- ознакомление школьников с ролью химии в промышленности,
сельском хозяйстве, медицине, строительстве, транспорте, искусстве и
других отраслях производства и деятельности человека; подготовка
учащихся к сознательному выбору профессии;
- воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности,
внимательности, бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Кроме того, эта форма внеклассной работы обеспечивает:
- дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся в области
химии и смежных наук; проведение профориентационной работы;
- расширение и углубление знаний учащихся об истории химии и сути
основных химических терминов, понятий, законов, теорий и учений; о
свойствах, применении и методах получения важнейших веществ и
материалов; о сущности и механизмах химических процессов;
- подготовку и проведение тематических вечеров, выпуск стенных
газет, оформление стендов, изготовление дидактических материалов и
пособий (моделей, схем, плакатов, слайдов и т.д.), помощь в оформлении
химического кабинета школы;
- подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научнопрактическим конференциям и поступлению в вузы.
Содержание и построение материала химического кружка призвано,
наряду с развитием устойчивого интереса к химии и углублением знаний по
предмету, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся,
что хорошо отражает программа кружка «Химия без взрывов».
Данный кружок разработан для учащихся 7-8 классов и
предусматривает проведение некоторых химических и биологических
опытов и экспериментов, которые можно осуществить в домашних условиях.
Кружок рассчитан на учащихся, желающих углубленно изучать химию.
Необходимость данного кружка обусловлена тем, что за время изучения
химии ученики накопили достаточный теоретический материал, а
практического приложения этих знаний у учащихся немного. Ребятам очень
интересно использовать химические препараты, проводить элементарные
опыты, узнавать интересные области применения известных в быту веществ.
Работа кружка начинается с повторения техники безопасности при
5
работе с химическими веществами, но на этом вопрос техники безопасности
не исчерпывается, перед каждым занятием ему вновь уделяется внимание.
Далее учащиеся познакомятся с экспериментами, которые легко осуществить
в домашних условиях. Уникальность занятий кружка заключается в том, что
большое место отводиться эксперименту. В течение всех занятий ведется
журнал наблюдений. Практическая, прикладная направленность проявляется
в том, что, полученные знания, умения и навыки, ученик сможет
использовать в домашних условиях для дальнейшего применения в быту.
Отчёт о работе кружка планируется провести в воде творческого
отчёта, на котором учащиеся смогут продемонстрировать не только
полученный опыт, но и проявить свои творческие способности.
Структуру химического кружка «Химия без взрывов» определяют
химические, психолого-педагогические и общекультурные цели.
Образовательной целью данного кружка является
• Формирование у учащихся практических навыков работы с
реактивами и лабораторным оборудованием и дальнейшее использование
этих знаний в своей деятельности в бытовых ситуациях.
• Расширение кругозора школьников: использование методов познания
природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший
химический эксперимент.
• Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется
ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.
• Моделирование самодельного химического оборудования для
проведения опытов.
• Создание условий для формирования интереса к естественнонаучным знаниям путем использования различных видов деятельности
(рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры,
соревнования, экспериментирование). Доступность излагаемого материала.
Психолого-педагогические цели:
•
Развитие
и
дальнейшее
формирование
общенаучных,
экспериментальных и интеллектуальных умений.
• Развитие творческих задатков и способностей.
• Обеспечение ситуаций успеха.
Общекультурные цели:
• Продолжение формирования основ гигиенических и экологических
знаний.
• Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у
учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять
6
познавательного интереса к предмету кружка учебная программа
предусматривает чередование теоретических и практических видов
деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание
элементов занимательности и научности. Программа кружка включает:
знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией
химического производства, изучение веществ и материалов и их
применение.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор
заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с
уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае
выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход
эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена
группы. Основные формы занятий кружка «Занимательная химия» лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы,
просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием.
Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются
следующие методы: использование информационно-коммуникативных
технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint,
составление учащимися компьютерных презентаций в программе
PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся,
написание рефератов, выполнение практических работ с элементами
исследования, и социологический опрос населения.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию
учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного
освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна
составлять
не более
15
человек.
Химический
кружок
–
экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным.
Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 занятие по 1 ч. в
неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-14 лет (7-8 класс).
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию;
формирование убежденности в закономерной связи и познаваемости
явлений природы, в объективности научного знания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
7
сотрудничестве со сверстниками;
ориентация на творческое начало в учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение устанавливать причинно-следственные связи и обобщения,
- умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации,
- овладение приемами работы с информацией химического содержания,
представленной в разной форме.
Регулятивные:
- умение планировать собственную деятельность,
- осуществлять контроль своих действий.
Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, овладение
основами коммуникативной рефлексии,
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- формулирование понятия химия, химический эксперимент, химия в
повседневной жизни;
- приобретение опыта химических методов исследования объектов и
явлений природы: наблюдения проведения опытов и простых
экспериментальных
исследований
с
использованием
цифровых
измерительных приборов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с растворами,
- умение применять теоретические знания на практике,
- умение наблюдать и описывать демонстрируемые химические
эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений,
структурировать изученный материал.
В сфере химической деятельности:
- решение практических задач повседневной жизни,
- обеспечение безопасности своей жизни.
3. Содержание курса
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
1. интеграция учебного содержания (использование не только
химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики,
литературы, истории и т.д.);
2. использование самых разнообразных организационных форм, в том
числе игровых;
8
3. акцент на практические виды деятельности;
4. отказ от обязательных домашних заданий;
5. обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену
кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и
интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой
его развития и соответствующего поощрения.
Раздел 1: «Химическая лаборатория»
1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что
привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза,
эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и
оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы
кружка, предложенного учителем.
2-3.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники
безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение
правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование
противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.
4-5.Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление
учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению
лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения,
предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на
примерах одного - двух занимательных опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих
практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение
твердых веществ в воде.
6.Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.
Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и
правилами хранения их в лаборатории.
Практическая
работа.
Составление
таблиц,
отражающих
классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ,
составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
7. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с
правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки,
газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и
прокаливание.
Практическая работа. Использование нагревательных приборов.
Изготовление спиртовки из подручного материала.
8-9.Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление
учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов
перегонки. Очистка веществ от примесей
9
Практическая работа.
1. Изготовление простейших фильтров из подручных средств.
Разделение неоднородных смесей.
2. Перегонка воды.
10. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом
выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
11-12. Основные приемы работы с твердыми, жидкими,
газообразными веществами. Лабораторные способы получения
неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы
работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая
работа. Получение неорганических веществ в
химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка
из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
13.Приготовление
растворов в
химической лаборатории и
в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ.
Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и
использование их в жизни.
Практическая
работа.
Приготовление растворов веществ с
определённой концентрацией растворённого вещества. Получение
насыщенных и пересыщенных растворов, составление
и
использование
графиков растворимости.
14-15. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства
кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных
растворов методом медленного испарения и постепенного понижения
температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые
квасцы).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
16-17. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг
нас. Показ демонстрационных опытов.
«Вулкан» на столе,
«Зелёный огонь»,
«Вода-катализатор»,
«Звездный дождь»
Разноцветное пламя
10
18-19.«Неделя химии»
Проведение
дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и лучше
узнай вещество,узнай явление
Раздел 2. «Прикладная химия»
20-21. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых
химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических
материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
22.Практикум исследование «Моющие средства для посуды».
Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование. Социологический опрос.
23.Занятие - игра «Мыльные пузыри»
Конкурсы:
Кто надует самый большой пузырь,
кто надует много маленьких пузырей
Чей пузырь долго не лопнет
Построение фигуры из пузырей
Надувание пузыря в пузыре.
24. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных
явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение
занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
Химические водоросли
Тёмно-серая змея.
Оригинальное яйцо
Минеральный «хамелеон»
25.Химия и медицина. Формирование информационной культуры
учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов. Устный журнал на
тему химия и медицина.
26. Практикум- исследование «Чипсы».
Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на
11
человека». Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных
упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты
заносятся в таблицу.
Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:
ломкость,
растворение в воде,
надавливание бумажной салфеткой для определения количества
жира
вкусовые качества.
Опыт 3. Горение чипсов.
Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью
спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.
Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.
Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса
учеников школы.
27. Практикум - исследование «Мороженое»
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов
мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется
объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.
Учащиеся могут сами предложить эксперимент.
Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.
В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и
нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка
(наличие ароматических аминокислот).
Опыт 4. Обнаружение углеводов.
В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия
и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление яркосинего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов.
Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом
восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O
красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное
зеркало»).
28.Практикум - исследование «Шоколад»
Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».
12
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов
шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется
объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.
Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде
Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке,
наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.
Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем
содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1
мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4.
Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию
даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды.
Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к
фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту
HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание,
переходящее в оранжево- жёлтое при добавлении 25%-ного раствора
аммиака. Такую реакцию дают
остатки ароматических аминокислот,
входящие в состав белков шоколада.
29.Практикум исследование «Газированные напитки»
Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на
здоровье человека».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов
мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.
Опыт 3. Определение кислотности.
Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.
Опыт 4. Опыт с куриным мясом.
30. Практикум исследование «Чай»
Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»:
Опыт 1. Рассматривание чаинок.
Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.
31.Практикум исследование «Молоко»
Опыт 1. Работа в группе с этикетками:
13
Работа с этикетками
СОСТАВ
МОЛОКО
ККАЛ
ЖИРНОСТЬ
1. Молоко
«Простаквашино»
2. Молоко
«Вамин»
3. Молоко «Домик
в деревне»
4. Молоко
«Вкуснеево»
58 ккал
3,2 %
4,7 г.
3,2 г.
2,6 г.
53 ккал
2,5 %
4,7 г.
2,5 г.
2,8 г.
53 ккал
2,5 %
4,7 г.
2,5 г.
2,8 г.
53 ккал
2,5 %
4,7 г.
2,5 г.
2,8 г.
УГЛЕВОДЫ ЖИРЫ БЕЛКИ
Опыт 2. Определение вкуса молока.
Опыт 3. Определение цвета молока.
Опыт 4. Определение консистенции молока.
Опыт 5.
индикатором.
Определение
кислотности
молока.
Универсальным
Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.
Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.
Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.
Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового
раствора йода.
32.Итоговое занятие
4. Календарно-тематическое планирование
№
разде
лов
1.
Х
И
М
И
Ч
Е
Название тем
Форма занятий
Введение
Ознакомление с кабинетом
химии и изучение правил
техники безопасности
Знакомство с лабораторным
оборудованием
Лекция
Игра по технике безопасности
Ознакомление учащихся с
классификацией и требованиями,
предъявляемыми к хранению
лабораторного оборудования
Количество часов
Всег Тео
Прак
рия
о
тика
1
1
2
2
2
1
1
14
С
К
А
Я
Л
А
Б
О
Р
А
Т
О
Р
И
Я
Хранение материалов и Практическая работа. Составление
реактивов в химической таблиц, отражающих классификацию
лаборатории.
веществ, изготовление этикеток
неорганических веществ,
составление списка реактивов,
несовместимых для хранения.
Нагревательные приборы и Практическая работа.
пользование ими.
Использование нагревательных
приборов. Изготовление спиртовки
из подручного
материала.
Взвешивание, фильтрование Практическая работа.
Изготовление простейших
и перегонка
фильтров из подручных средств.
Разделение неоднородных смесей
Практическая работа.
Выпаривание и
Выделение растворённых веществ
кристаллизация
методом выпаривания и
кристаллизации на примере раствора
поваренной соли
Основные приемы работы с Лекция.
Практическая работа. Опыты.
твердыми, жидкими,
газообразными веществами. иллюстрирующие основные приёмы
работы с твердыми,
Лабораторные способы
получения неорганических жидкими и газообразными
веществами.
веществ
Практическая работа. Получение
неорганических веществ в
химической лаборатории.
Получение сульфата
меди из меди, хлорида цинка из
цинка.
Приготовление растворов
Практическая работа.
в химической
Приготовление растворов веществ
лаборатории и в быту.
с определённой концентрацией
растворённого вещества.
Кристаллогидраты.
Практическая работа.
Выращивание сада из
Получение кристаллов солей из
кристаллов.
водных растворов
Занимательные опыты по
Показ демонстрационных опытов
теме: «Химические
реакции вокруг нас».
Проведение
Игры с учащимися кружка
дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и
лучше
узнай вещество
узнай явление
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
0.5
1.5
2
2
2
2
2
2
2
2
15
2.
П
Р
И
К
Л
А
Д
Н
А
Я
Х
И
М
И
Я
Химия в быту.
Практикум исследование
«Моющие средства для
посуды».
Занятие - игра «Мыльные
пузыри»
Химия в природе.
Ознакомление учащихся с
видами бытовых химикатов.
Разновидности моющих средств.
Использование химических
материалов для ремонта квартир.
Практическая работа.
Выведение пятен ржавчины,
чернил, жира
Оформленная ПР или устное
сообщение, презентация
Практикум исследование
«Чипсы».
Практикум исследование
«Мороженое»
Практикум исследование
«Шоколад»
Практикум исследование
«Газированные напитки»
Сообщения учащимися о
природных явлениях,
сопровождающимися
химическими процессами.
Проведение занимательных
опытов по теме « Химия в
природе».
Лекция, сообщения учащихся
Тест «Будьте здоровы»
Оформленная ПР или устное
сообщение, презентация
Оформленная ПР или устное
сообщение, презентация
Оформленная ПР или устное
сообщение, презентация
Оформленная ПР или устное
сообщение, презентация
Практикум исследование
«Чай»
Практикум исследование
«Молоко»
Оформленная ПР или устное
сообщение, презентация
Оформленная ПР или устное
сообщение, презентация
Химия и медицина.
2
0.5
1.5
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговое занятие
1
Итого
34
0.5
6.5
0.5
27.5
16
5. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов
Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
2. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа,
2004.
3. Аликберова Л. Занимательная химия:
Книга
для
учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
4. Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_
tajna_vody_1
5. Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой //
Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.
6. Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. –
2006. – № 8. – С. 73–75.
7. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
8. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
9. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение,
1983.
17