Гудкова Ольга
Федоровна
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Центр образования №7» имени Героя
Российской Федерации Юрия Сергеевича Игитова (далее МАОУ «ЦО № 7» им.
Героя РФ Ю.С. Игитова, учебный план) для 3г класса, реализующих адаптивную
основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ «ЦО №
7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова, разработанной в соответствии с ФГОС начального
общего образования, с учетом Федеральной адаптированной образовательной
программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение
санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МАОУ «ЦО № 7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова начинается
02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют
5 лет, если он сформирован на начало обучения на 1 сентября текущего учебного
года.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором
годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для
обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется
"ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3
урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; в январе - мае - по 4 урока по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский
язык", "Литературное чтение" может корректироваться в рамках предметной
области "Русский язык и литературное чтение" с учетом психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР.
2
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен
учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли
и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт
использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как
нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета
"Иностранный язык" начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в
неделю. При проведении занятий по предмету "Иностранный язык" класс делится
на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными),
направленными
на
коррекцию
недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25
минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие
курсы указано на одного обучающегося. При реализации данной федеральной
адаптированной образовательной программы должны быть созданы специальные
условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и
особенностей здоровья.
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным
четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможна
организация и проведение занятий в рамках внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном
графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
3
Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть - 8 учебных
недель (для 1 - 4 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для 1 - 4 классов); 3
четверть - 11 учебных недель (для 2 - 4 классов), 10 учебных недель (для 1
классов); 4 четверть – 7 учебных недель (для 1 - 4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 - 4
классов);
по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 1 - 4
классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов);
по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 11 календарных дней (для 1 4 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой
перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20
минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
должна составлять не менее 20 - 30 минут.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов,
определенной Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов и 1-х дополнительных - не должен превышать
4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6
уроков за счет урока физической культуры.
Обучение в 1 классе и 1 дополнительном классе осуществляется с
соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену, обучение в первом полугодии: в сентябре - октябре - по 3 урока в день по
35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в
январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;
в
середине
учебного
дня
организуется
динамическая
пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти. Возможна организация дополнительных каникул независимо от
четвертей (триместров).
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19
часов.
4
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком
необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график образовательной организации составляется с
учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и
этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона
и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
5
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.2). (ВАРИАНТ №1)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в
Всего
неделю/класс
1
1
доп.
2
3
4
Русский язык
5
5
5
4
4
23
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
-
-
-
1
1
2
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
4
20
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы религиозных Основы религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
-
-
-
-
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
1
1
5
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
1
5
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)
3
3
3
3
3
15
Итого
21
21
21 21 21
105
-
-
Русский язык и
литературное чтение
Технология
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
2
2
2
Факультатив
0
Факультатив
0
6
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21
21
23 23 23
111
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область):
10
10
10 10 10
50
6
коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
7
35
коррекционно-развивающие занятия
6
6
6
6
6
30
Ритмика
1
1
1
1
1
5
Курс внеурочной деятельности «Разговоры о
важном»
1
1
Курс внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
1
1
9
9
Всего 31
7
31
33 33 33
161