Юный спасатель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 7»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель СПДО
МАОУ «ЦО №7»
___________ Е.В. Волкова
15.09.2021 г.

Директор МАОУ «ЦО №7»
____________ О.Ф. Гудкова
Приказ №124/1-Д от 15.09.2021 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 03417B87006AADEB9C498CA259CF814B02
Владелец: Гудкова Ольга Федоровна
Действителен: с 19.07.2021 до 19.07.2022

педагоги дополнительного образования
Костромин Денис Александрович
Левшина Анна Дмитриевна

«Юный спасатель»
дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности
для детей 12 - 17 лет
срок реализации 9 месяцев

Нижняя Салда
2021

Содержание

1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.

Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы.
Учебно-тематический план.
Содержание курса.
Планируемый результат
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Информационное обеспечение.
Кадровое обеспечение.
Методические материалы
Формы проведения занятий
Список литературы

3
6
7

12
14

16
17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
спасатель» разработана в соответствии:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Приказа Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 (Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам)
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Письма Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ»);
- Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях.
Актуальность программы
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья
населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране,
с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа
промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера
и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в
опасных различных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает
роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по
вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро
возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа
жизни.

Анализируя события и причины возникновения опасных ситуаций
необходимо четко определить направления по уменьшению числа жертв среди
населения России, а для этого требуются специально подготовленные кадры,
которые в любую минуту смогут прийти на помощь, устранить «проблему» и
профессионально проявить себя в оказании помощи пострадавшим или
попавшим в беду людям.
Отличительная особенность программы
Сравнительный анализ образовательных программ показал, что разработаны
различные программы в области обучения учащихся спасательным работам.
Анализ программы «Спасатели. ДЮП» (Родионов Е.В., г. Юрги) показал, что
основной упор при обучении делается только на одно направление – пожарная
безопасность. Образовательная программа «Юные туристы-спасатели» (А.Г.
Маслов, Ю.С. Константинов, г. Петропавловск-Камчатский) направлена на
формирование туристических навыков и только со второго года обучения
начинается ввод в курс «Спасатели». Анализ программы «Юный спасатель»
(Ковалев А. А., г. Югра) показал, что участники объединения в основном
знакомятся со спасательным делом, изучая теоретический материал.
Отличительная особенность данной программы дополнительного образования
«Юный спасатель» от перечисленных, заключается в том, что по программе
занятия в течение учебного года проводятся по вектору «теория + практика».
Особое внимания уделяется выездным практическим занятиям. Программа
характеризуется многообразием форм и методов. Часть занятий
теоретического плана ведутся методом рассказа, беседы, показа. Большая
часть программы осваивается выполнением практических действий, т.е.
тренировка. Основной отличительной особенностью является, то, что по
итогам обучения участники объединения принимают участие в региональных
и межрегиональных полевых лагерях РФ «Юный спасатель» и «Школа
безопасности».

Характеристика программы
Форма
обучения

Срок
усвоения
программы

Реализация
программы
(учебных
недель)

Общее
количество
учебных
часов

Очная

1 год

34

153

Теоретические Практические
занятия (из
занятия (из
общего
общего
объема часов)
объема
часов)
20
133

Режим занятий
Количество
занятий в
неделю

Продолжительность
одного занятия
(часы)

2

2/2,5

Адресат общеразвивающей
программы
Возраст
Количество
обучающихся
обучающихся
(лет)
по программе в
группе
(человек)
11-17
15

Уровень
программы

базовый

- форма обучения: очно-дистанционная
- виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, мастер-класс,
экскурсия, открытое занятие.
- формы подведения результатов: беседа, семинар, мастер-класс,
презентация, практическое занятие, открытое занятие, беседа.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы – сформировать необходимый объём знаний и навыков,
позволяющих обучающимся квалифицированно действовать в ходе
прогнозирования ЧС и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в
случае их возникновения умело руководить и принимать участие в аварийноспасательных работах.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить навыкам обеспечения личной и коллективной безопасности в
чрезвычайных ситуациях;
- обучить навыкам выживания в экстремальных и автономных условиях;
- обучить применять СИЗ при радиоактивном, химическом и биологическом
заражении;
- обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи при различных
травмах и ранениях;
- научить участников объединения правильно применять технику
выполнения гимнастических упражнений, технику метания гранат, технику
бега на короткие и длинные дистанции;
-обучить - способам и приемам пользования аварийно-спасательным
инструментом;
- обучить способам эвакуации и транспортировки пострадавшего.
Развивающие:
- развивать общие физические данные воспитанников;
- развивать выносливость при преодолении маршрутов от 2 до 15 дней, с
нагрузкой спасателя;
- развивать у обучающихся творческие способности (фантазия, воображение,
эмоциональность, инициативность);
- развивать чувство коллективизма.

Воспитательные:
- воспитать чувство уверенности в собственных силах, значимости личного и
коллективного успеха;
- пропаганда и популяризация среди молодежи здорового образа жизни;
воспитание принципам гуманизма и милосердия;
- способствовать воспитанию социально-активной позиции.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план объединения «Юный спасатель»
№
п/п

1.1
1.2
2.1

Предмет обучения и тема занятий

1. Основы выживания
Экстремальные и чрезвычайные ситуации
природного характера
Чрезвычайной ситуации техногенного характера
2. Ориентирование
На местности

Коли
честв
о
часо
в

Теория

Практ Прим
ика
ечан
ие

10

2

3

2

3

16

2

14

40

2
2

10
26

1
1

14
14

2

8

1
1

4
4

1
1

4
4

1

18

1
20

7
133

3. Туристская подготовка
3.1
3.2

Туристские походы
Спортивный туризм

4.1
4.2

4. Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
30
Специальная физическая подготовка
5. Первая медицинская помощь

5.1
6.1
6.2
7.1
7.2
8.1

9.1

Оказание до врачебной помощи пострадавшему
10
6. Поисково-спасательные работы
Техногенного характера
10
На акватории
7. Пожарно-тактическая подготовка
Пожарная эстафета
10
100 метровая полоса
8. Соревнования
Соревнования «Школа безопасности» и «Юный
19
спасатель»
9. Психологическая подготовка
Подготовка к соревнованиям
8
Всего:
153

Содержание учебно-тематического плана
Содержание программы
1. Вводное занятие
Для всех этапов обучения
Знакомство с программой обучения. Цели и задачи курса. Права и
обязанности учащихся объединения. ВДЮОД «Школа безопасности».
История создания. Цели и задачи. Соревнования «Школа безопасности» и
«Юный спасатель».
Методическое обеспечение
Дополнительная образовательная программа «Школа юных спасателей».
Видеофильмы о соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный
спасатель».
2. Основы выживания
2.1 Экстремальные и чрезвычайные ситуации природного характера
1-й год обучения
Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде.
Субъективные и объективные опасности в туризме. Факторы риска. Факторы,
обеспечивающие выживание. Основные правила поведения в экстремальной
ситуации. Действия по выживанию. Снаряжение для выживания. Носимый
аварийный запас.
Практические занятия
Работа с литературой. Решение ситуационных задач. Отработка приемов
действий при попадании в экстремальную ситуацию в природной среде.
2-й год обучения
Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания.
Добывание пищи в лесу. Растительная пища. Дикорастущие съедобные
растения. Ядовитые растения. Лекарственные растения нашего региона.
Лечебные свойства растений. Съедобные и ядовитые грибы. Способы
приготовления пищи в условиях автономного существования.

Способы получения огня при отсутствии спичек. Методы хранения и
переноса огня. Древесный примус.
Практические занятия
Работа с литературой, с определителем высших растений. Решение
ситуационных

задач.

Отработка

навыков

приготовления

пищи

из

дикорастущих съедобных растений и грибов, добывания огня, изготовления
древесного примуса.
3-й год обучения
Временное укрытие в лесу. Виды укрытий. Обнаружение источников
воды.

Водно-солевой

режим.

Способы

добычи,

фильтрования

и

обеззараживания воды. Опасные насекомые, хищные животные и ядовитые
змеи нашего региона. Правила поведения при встрече с хищными зверями.
Защита от насекомых. Профилактика клещевого энцефалита.
Практические занятия
Решение ситуационных задач. Отработка на местности различных
способов добычи воды. Строительство временных укрытий в лесу из
подручного материала.
4-й год обучения
Чрезвычайные

ситуации

природного

характера.

Классификация

чрезвычайных ситуаций природного характера. Порядок действий в случае
возникновения опасных природных явлений и стихийных бедствий.
Методическое обеспечение
Приемы и методы организации учебно-познавательной деятельности
Словесные: рассказ – о предстоящей работе, при изложении нового
материала,
чтение литературы – при подготовке задания, дискуссия – при
обсуждении нового материала.
Наглядные: иллюстрация – показ таблиц «Виды временных укрытий»,
«Виды костров», карта региона, фотографии съедобных и ядовитых растений
и грибов, схем устройства

дистиллятора воды; фильм «Дикорастущие

съедобные растения региона», видеофильм о соревнованиях «Школа
безопасности».
Практические:
 тренировочный поход – для отработки навыков выживания;
 экскурсии;
 практические занятия на местности;
 лагеря, соревнования - для отработки на практике приобретенных
знаний, умений и навыков;
 тесты - для определения уровня подготовленности.
Формы обучения:
 индивидуальная:

(самостоятельная

работа

обучающихся

при

выполнении определенных заданий);
 групповая - работа по группам различного количественного состава
при обучении командным действиям в различных экстремальных ситуациях
природного характера.
Формы организации учебного процесса:
 практическое занятие в помещении и на местности;
 экскурсии в образовательно-методический центр «Школа медицины
катастроф» и на станцию городской службы спасения;
 поход выходного дня с решением ситуационных задач;
 семинар-практикум

по

строительству

временных

укрытий

из

подручного материала;
 тесты, викторины, кроссворды;
 самостоятельное изучение литературы для подготовки выступления
на занятиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- готовность придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе
социальных норм, давать отчет за свои действия.
- осознание и признание ценностей социума, своего окружения и
содействовать реализации его целей.
- умение прийти на помощь.
Предметные результаты:
Знать:
- чрезвычайные ситуации, встречаемые в природе и городе, на транспорте;
- опасности физические, биологические, социальные, техногенные,
природные;
азбуку первой медицинской помощи;
- способы и методы ориентирования;
- используя необходимое снаряжение и приёмы безопасно, быстро и
рационально преодолеть естественные препятствия полосы техники
пешеходного туризма
- изготавливать носилки и волокуши, транспортировать пострадавшего;
- выполнить нормативы на третий юношеский разряд по туризму и
туристскому многоборью;
- организовывать переправу с пострадавшем через водные массивы;
- организовывать переправу с пострадавшем по навесной переправе через
сухие овраги и водные массивы;
- организовывать «спуск», «подъем» с пострадавшем «на несущем», на
носилках, в косынке;
- организовывать переправу с пострадавшем на параллельной переправе, по
бревну с наведением перил;
- оказывать первую реанимационную помощь;
- подавать сигналы бедствия «Международной кодовой системы»
- организовывать эвакуацию из зон заражения АХОВ;
- организовывать эвакуацию из зон заражения радиоактивными веществами;
- организовывать эвакуацию из зон заражения БОВ;
- использовать СИЗ для глаз и дыхания, кожи;
- грамотно применять АИ-2, ИПХП;
- пользоваться инструментами замеров радиации и химии;
- действовать при ПСР в природных условиях;
- действовать при ПСР на акватории;
- действовать при ПСР в случае возникновения техногенной угрозы;
- преодолевать природную полосу препятствий;

- преодолевать 100 метровую пожарную полосу препятствий.
Метапредметные результаты:
Знать:
- правила безопасного поведения на природе;
- правила личной гигиены;
- азбуку первой медицинской помощи;
- способы и методы ориентирования;
- используя необходимое снаряжение и приёмы безопасно, быстро и
рационально преодолеть естественные препятствия полосы техники
пешеходного туризма;
- передвигаться по дорогам, тропам, пересечённой местности в составе
туристской группы;
- вязать 6 - 10 узлов;
- ориентироваться по легенде, карте, компасу и без них;
- укладывать и подгонять рюкзак;
- ухаживать за снаряжением, одеждой и обувью (сушка и ремонт);
- разжигать и поддерживать костёр;
- оборудовать лагерь;
- готовить горячую пищу на костре;
- обеззараживать воду;
- иметь навыки по промышленному альпинизму

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Реализация настоящей дополнительной общеразвивающей программы
обеспечивается
педагогическими
кадрами,
имеющими
среднее
профессиональное
или
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее
профилю
преподаваемого
учебного
предмета.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных
образовательных программ в объеме не менее 16 часов в учреждениях,
имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, с
периодичностью, обозначенной в действующем законодательстве.

Методические материалы
Методы организации учебно-познавательной деятельности.
1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа,
демонстрация.
2. Метод выработки учебных умений и накопления опыта учебной
деятельности: упражнения, практическая работа.
3. Метод закрепления и повторения изученного материала: беседа,
повторение.
4. Метод организации взаимодействия учащихся и накопления
социального опыта: освоение элементарных норм ведения разговора;
временная работа в группах; создание ситуаций совместных переживаний;
ведение дискуссий.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
1. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в
учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм
организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.
2. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности
восприятия учебного материала; стимулирование занимательным
содержанием; создание ситуаций творческого поиска.
3. Метод формирования ответственности и обязательности: разъяснение
учащимся личностной значимости учения; предъявление учебных
требований; оперативный контроль.

4. Метод развития творческих способностей и личных качеств
учащихся: творческое задание; постановка проблемы и создание проблемной
ситуации; перевод игровой деятельности на творческий уровень.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ,
АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
Форма обучения: индивидуально - групповая
Виды занятий
мастер-классы,
лекции,
экскурсии,
туристические
походы,
соревнования, практические занятия, открытое занятие.
Формы подведения результатов
Контроль степени результативности проводится в следующих формах:
-опрос;
-открытое занятие;
- теоретическое и практическое занятие; (тесты, зачеты )
- соревнования внутри объединения; (грамоты, сертификаты)
- личные результаты. (личная книжка юного спасателя, грамоты,
сертификаты, дипломы, кубки)

Оценочные материалы
Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня
усвоения юными спасателями необходимых для данной профессии знаний, а
также возможностью их эффективного использования на практике. Эта оценка
складывается из текущих оценок, полученных на теоретических занятиях, и
оценок,
выставленных
на
зачетах.
В основу оценки теоретических знаний юных спасателей положена
традиционная
пятибалльная
система.
Оценка "5 баллов" ("отлично") - обучаемый полностью усвоил весь
материал учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет
полученные знания при безупречном выполнении практических заданий,
соблюдает
требования
техники
безопасности.
Оценка "4 балла" ("хорошо") - твердо усвоен основной материал, ответы
удовлетворяют требованиям, установленным для оценки "отлично", но при
этом спасатель допускает одну негрубую ошибку, делает несущественные
пропуски при изложении фактического материала, полученные знания
свободно
применяет
на
практике.
Оценка "3 балла" ("удовлетворительно") - обучаемый знает и понимает
основной материал учебной программы, основные темы, но в усвоении
материала имеются пробелы. Излагает его упрощенно, с небольшими
ошибками и затруднениями. Выполняет производственные задания с
недочетами,
иногда
с
браком.
Оценка "2 балла" ("неудовлетворительно") - ставится тогда, когда
обучаемый слабо понимает большую часть программного материала,
допускает грубые ошибки, излагает материал бессистемно. Обучаемый не
овладел основными элементами предмета, имеющиеся знания не может
применить на практике. Допускает грубые ошибки, брак.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся:
Временными правилами организации и проведения соревнований учащихся
Российской Федерации «Школа безопасности» - 2014 г;
Методическими рекомендациями МЧС России «Временные правила
проведения по виду спорта МЧС России «Многоборье спасателей ПСФ» - 2014
г.;
«Справочник спасателя», книга № 14 2005 г.;
Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и
классификация. М.; Библиотечка журнала "Военные знания", 1996.
Зайцев А.П. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и
действия населения. М.; Библиотечка журнала "Военные знания", 1997.
Зайцев А.П. Помощь пострадавшим. Защитные меры. М.; Библиотечка
"Военные знания", 1996.
Латчук В.Н., Марков В.В. Словарь – справочник школьника по основам
безопасности жизнедеятельности.- М.; "Дрофа", 1999.
Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Программнометодические материалы.- М.; "Дрофа", 1998.
Литература для педагога:
1. Федеральный Закон от 21.12.1994 №69 – ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»;
ФЗ «Об охране окружающей природной среды»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года
№738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций»;
ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
ФЗ «О гражданской обороне»;
ФЗ «Об обороне»;
ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
Методические рекомендации по подготовке и экспертизе выпускных
квалификационных работ слушателей курсов базового повышения
квалификации к аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные
категории /Под ред. Н.К. Зотовой. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006
Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М., 2002. - 304 с.
Модернизация российского образования: достижения и уроки. (Серия
«Актуальные вопросы образовательной политики»). – М.: Изд-во «Алекс»,
2004.

Человек и общество. (Культурология). Словарь-справочник. - Ростов-наДону: Изд-во «Феникс», 1996.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Оборонно-спортивные кружки. М.: Просвещение, 1987
Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. М.:
Просвещение, 1984.
Литвинов
Е.Н.,
Смирнов
А.Т.
Основы
безопасности
жизнедеятельности 10 кл. М: АСТ, 1996.
Виноградов А.В., Шаховец В.В. Медицинская помощь в чрезвычайных
ситуациях. М.; Библиотечка журнала "Военные знания", 1996.
Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Сильнодействующие ядовитые вещества.
Технические жидкости. Ртуть. М.; Библиотечка "Военные знания", 1996.
Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И. и др. Катастрофы и человек.М.: ACT - ЛТД, 1997.
Все о здоровом образе жизни. "Ридерз Дайджест", 1998.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций,- М.; "Зеркало", 1995.
Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться. М.; "Знание", 1995.
Дуриков А.П. Радиация вокруг нас. Библиотечка "Военные знания". М., 1992.
Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. и др. Основы медикобиологических знаний. (Азбука первой медицинской помощи).- М.; "Высшая
школа", 1996.
Латчук В.Н., Мишин Б.И., Петров СВ. и др. безопасность жизнедеятельности.
Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в
области защиты от чрезвычайных ситуаций.- М.: ACT, 1998.
Шойгу С.К., Кудинов СМ., Неживой А.Ф. и др. Учебник спасателя. МЧС
России, 1997.
Шойгу С.К. и др. Катастрофы и государство. М.; Энергоатомиздат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».