Лаборатория открытий

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 7»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель СПДО
МАОУ «ЦО №7»
___________ Е.В. Волкова
01.07.2021 г.

Директор МАОУ «ЦО №7»
____________ О.Ф. Гудкова
Приказ №83-Д от 01.07.2021 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 03417B87006AADEB9C498CA259CF814B02
Владелец: Гудкова Ольга Федоровна
Действителен: с 19.07.2021 до 19.07.2022

педагог дополнительного образования
Хасанова Евгения Олеговна

«Лаборатория открытий»
дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной
направленности
для детей 7-12 лет
срок реализации 9 месяцев

Нижняя Салда
2021

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
страница

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цели и задачи программы

12

3.

Содержание общеразвивающей программы «Лаборатория
открытий»

4.

Учебно-тематический план

14

Содержание курса

17

Планируемые результаты программы «Лаборатория

18

открытий»
5.

Условия реализации программы «Лаборатория
открытий»

6.

Материально-техническое обеспечение программы.

23

Информационное обеспечение.

24

Кадровое обеспечение. Методические материалы

24

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы по

25

программе «Лаборатория открытий»
7.

Список литературы по программе «Лаборатория открытий»

2

26

Пояснительная записка
Содержание и структура программы обеспечивают выполнение требований
к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного
мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и
заботливого отношения к людям, создают условия для повышения качества
образования по химии, физике и биологии, обеспечивают развитие
личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся

в

выборе профиля обучения.
Программа

«Лаборатория

открытий»

имеет

естественнонаучную

направленность с профильной ориентацией. Прививание интереса к
химии,

физике

и

биологии

является

главной

целью

программы.

Разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, помогает
заинтересовать

обучающихся

в

дальнейшем

изучении

этих

наук,

становлении, социальной и психологической адаптации, определиться со
своей будущей профессией.

3

Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения,
полученные в рамках программы, прививают интерес в дальнейшем
изучении химии, физики и биологии.
Значительное место в содержании программы отводится эксперименту. Он
открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные
умения

работать

с

веществами,

выполнять

простые

химические,

физические и биологические опыты, учить школьников безопасному и
экологически грамотному обращению с веществами в быту и на
производстве.

4

Отличительные особенности программы
Программа «Лаборатория открытий», созданная для юных открывателей,
помогает привить интерес к познанию мира с помощью естественных наук,
а также дает возможность обучающимся экспериментировать и создавать
новые открытия.

5

Характеристика программы

Форма

Срок

обучения

освоения

Очно-

Срок

Общее

реализаци количеств

Теоретиче

Практиче

ские

ские

программ

и

о учебных

занятия

занятия

ы

программ

часов

(из

(из

ы

общего

общего

(учебных

объема)

объема)

недель)

часов

часов

27

41

9 мес

34

68

заочная

Режим занятий

Адресат

Уровень

общеразвивающей

программы

программы
Кол-во

Продолжите

Возраст

Количество

занятий в

льность

неделю

одного

я

я по

занятия

(лет)

программе в

обучающихс обучающихс

(часы)

группе
(человек)

1

2

7-12

Формы обучения:
Методы организации образовательного процесса:
● Словесные (лекция, беседа, рассказ)

6

до 8

стартовый

● Наглядные (метод иллюстративный, демонстрационный метод)
● Практический (практические и лабораторные работы)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
● Обьяснительно -иллюстративный;
● Репродуктивный

Формы организации образовательного процесса:
● Фронтальный
● Групповой
● Индивидуальный

Курс представлен в виде практикума, который позволит приобрести
учащимся первоначальные знания по химии, физике, биологии. Форма
занятий урочная, включает в себя индивидуальную и групповую работы.
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале
которых даются теоретические знания учителем,

затем

приводятся

примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для
самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале
проводится краткое повторение теоретического материала, а
учащиеся решают задачи, выполняют практические и

затем

лабораторные

работы. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с
учениками.

Каждый

раздел

программы

заканчивается

заданиями

контролирующего характера, на котором учащиеся смогут проверить свои
силы, самореализоваться и самоутвердиться при выполнении заданий.
Виды занятий:
● Лекция
● Практическое занятие
● Лабораторное занятие
● Семинар
● Дискуссия

7

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный
запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный
по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время
работы.

В

целом

учебное

занятие

можно

представить

как

последовательность следующих этапов:
1- й этап – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана
занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность,
активизация внимания.
2- й этап – проверочный.

Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция. Проверка
имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой
темы.
3- й этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие целей занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач,
мотивация учебной деятельности.
4- й этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых
знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий;
обобщение знаний.
Ознакомление

с

новыми

знаниями

и

умениями,

показ

образца

формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний,
выполнения тренировочных упражнений на освоение и

закрепление

знаний, умение и навыков по образцу, формирования целостного
представления знаний по теме и т.д.
5- й этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их
8

коррекция.
6- й этап – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить
перспективу работы. Подведение итогов занятия, формирования выводов,
поощрения обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей
работы на занятии, информация о домашнем задании, определение
перспективы следующих занятий. Таким образом, каждый этап занятия
отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием,
конкретными задачами.

9

Формы подведения результатов
● Профориентация и социализация обучающихся;
● Приобретение практических компетенций в процессе работы в

лабораториях, выполнение проектов, прохождение практик.
● Образовательные мероприятия для учащихся: экскурсионные

программы, лекции по профильным предметам, практические
занятия, научно-практическая конференция.
●

Участие во всероссийских и международных конкурсах.

Оценка результатов:
Параметры

Критерии

Степень

Методы

освоения

диагностики

программы
Теоретическая

Соответствие

Минимальный

Тестирование,

подготовка

теоретических

уровень –

опрос.

*Теоретические

знаний

воспитанник

знания по

воспитанников

овладел менее,

основным

программным

чем ½ объема

разделам

требованиям.

знаний, умений

учебно-

Осмысление и

и навыков,

тематического

правильность

предусмотренны

плана.

использования

х программой

*Владение

специальной

Средний

специальной

терминологии

уровень –

терминологией.

воспитанник
овладел более,

Практическая

Соответствие

чем ½ объема

Наблюдение,

подготовка:

практических

знаний, умений

анализ работ,

практические

умений и

и навыков,

активности на

10

знания и навыки, навыков

предусмотренны

предусмотренны программным

х программой.

е программой

Максимальный

требованиям.

занятиях

уровень- освоил
весь объем
знаний, умений
и навыков.
Творческие

Креативность в

Минимальный

Наблюдение,

навыки

выполнении

уровень

анализ работ.

практических

(начальный) –

заданий

ребенок в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
практические
задания
Средний
(репродуктивн
ый) – выполняет
задания по
образцу.
Максимальный
(творческий) –
выполняет
задания с
элементами
творчества

11

Цель и задачи программы
Цель программы:
Познакомить учащихся с такими науками, как химия, физика, биология,
создать условия для овладения учащимися основными понятиями и
терминами, учить применять их на практике, сформировать интерес к
химии, физике, биологии и профессиям, связанными с ними.
Задачи:
Обучающие:
1. Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
физики и биологии;
2. Овладение
физические

умениями

наблюдать

и

различать

явления,

проводить

химические,

химические

и

физические

и

биологические эксперименты;
3. Развитие познавательного интереса и интеллектуальных
способностей в процессе проведения экспериментов,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
4. Ориентирование учащихся на выбор профессий, связанных с химией,
физикой и биологией.

Развивающие:
1. Развить мотивацию личности к творчеству и познанию;
2. Развить навыки поиска средств;
3. Развить образное и пространственное мышление;
4. Развить фантазию, изобретательность, умение обобщать;
5. Формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому
12

поиску;
6. Развивать у детей элементы технического мышления,
7. Совершенствовать у обучающихся практические умения и трудовые
навыки,

проведение

представление

профессиональных

собственного

проекта)

проб
по

(разработка

профилю

и

работы

объединения;
8. Подготовить сознание школьников к системно-информационному
восприятию

мира,

развивать

стремление

к

самообразованию,

обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном
обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;
Воспитательные:
1. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
2. Формировать информационную и эстетическую культуру
обучающихся;
3. Воспитывать толерантное отношение в группе;
4. Воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
5. Воспитывать умение планировать свою работу;
6. Воспитывать умственные и волевые способности, концентрацию
внимания, логичность;
7. Обеспечить гармонию интеллектуального, психического и
физического развития;
8. Сформировать умение добиваться успеха и правильно относиться к
успехам и неудачам, развить уверенность в себе.

13

Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план

Первоначальн

Вводный инструктаж по ТБ.

1

лекци 1
я

ые химические Правила ТБ. Приемы
понятия

занятий

Форма

Практика

Кол-во часов

Форма
занятий

Тема занятий

Теория

Раздел

Практич
еская
работа 1

безопасной работы с
оборудованием и
веществами.
Химическая посуда.

1

Лекц

1

ия

Знакомство с ней, ее

Практич
еская
работа 2

применение
Что такое химия? Что она

1

Лекц

1

Игра

1

Практич

ия

изучает?
Что такое вещество? Три

1

Лекц

еская

ия

состояния вещества

работа 3

Чистые вещества и смеси.

Лекц

1

1

ия

Виды смесей. Способы их

Решение
кейса

разделения
Физические и химические

1

Лекц

1

ия

явления. В чем отличие?

Практич
еская
работа 4

Химические реакции. Где
происходят? Какие бывают?

1

Лекц
ия

1

Практич
еская
работа 5

14

Химия на

Соль. Для чего используют?

кухне

Когда соль – яд. Применение

1

Лекц

1

ия

Практич
еская
работа 6

в химии
Сахар. Горит ли сахар?

1

Лекц

1

ия

Почему он сладкий?

Практич
еская
работа 7

Кристаллы – что это?

1

Лекц

1

ия

Выращивание кристаллов

еская
работа 8

сахара. Кристаллы в быту.
Кислоты. Знакомство с

1

Лекц

1

ия

уксусной и лимонной

Практич
еская
работа 9

кислотами. Их применение
Щелочи. Знакомство с содой.

Практич

1

Лекц

1

ия

Чем она полезна и чем

Практич
еская
работа

опасна?

10

Индикаторы – что это?

1

Лекц

1

ия

Шкала рН. Ищем индикаторы

Практич
еская
работа

на кухне

11

Жир. Как его обнаружить?

1

Лекц

1

ия

Значение жира.

Практич
еская
работа
12

Химия в

Мыло. История мыла. Его

ванной

виды. Из чего получают

1

Лекц

1

ия

Практич
еская
работа

мыло?

13

Вода. Жесткая и мягкая вода.
Чем опасна жесткость? Как

1

Лекц
ия

1

Практич
еская
работа

ее устранить?

14

15

Физика в

Плотность веществ. Разность

нашей жизни

плотностей.

1

Лекц

1

ия

Практич
еская
работа
15

Звук. Звучание различных

1

Лекц

3

ия

предметов. Низкие и высокие

еские
работы

звуки. Распространение звука

16,17,18

в различных средах.
Свет. Образование

Практич

1

Лекц

2

ия

солнечных зайчиков. Рисунки

Практич
еские
работы

солнечного света

19,20

Тепловые явления.

1

Лекц

3

ия

Измерение температуры.

Практич
еские
работы

Термометр. Термос. Греет ли

21,22

шуба?
Пространство и время.

2

Лекц

2

еские

ия

Солнечная система.

Практич
работы

Вращение планет. Солнце –

23,24

источник света и тепла. Наша
соседка Луна. Солнечные и
лунные затмения.
Электричество и магнетизм.

1

Лекц

4

ия

Понятие об электрическом

Практич
еские
работы

токе. Магниты. Магнитное

25-28

поле Земли
Биология в

Факторы здоровья человека.

нашей жизни

Влияние вредных привычек
на здоровье человека

1

Лекц
ия

4

Практич
еские
работы
29-32

16

Здоровье человека и

2

Лекц

Практич

5

ия

окружающая среда

еские
работы
33-37

Итоги

Итоговое занятие

1

Лекц

Игра -

1

ия

№

Раздел

квест

Количество часов
теория

практика

1

Первоначальные химические понятия

7

7

2

Химия на кухне

7

7

3

Химия в ванной

2

2

4

Физика в нашей жизни

7

15

5

Биология в нашей жизни

3

9

6

Итоги

1

1

27

41

Итого: 68 часов

Содержание курса
Раздел 1. Первоначальные химические понятия (14ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства.
Чистые вещества и смеси. Приемы безопасной работы с оборудованием и
веществами. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.
Химическая посуда и ее применение. Чистые вещества и смеси. Способы
очистки

веществ:

кристаллизация,
Химические

отстаивание,

дистилляция.

реакции.

фильтрование,

Физические

Признаки

и

химических

17

выпаривание,

химические

явления.

реакций

условия

и

возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы.
Раздел 2. Химия на кухне (14ч)
Соль. Для чего используют? Когда соль – яд. Сахар и его свойства.
Кристаллы. Выращивание кристаллов сахара. Кислоты. Знакомство с
лимонной и уксусной кислотами. Их применение. Щелочи. Знакомство с
содой. Ее применение и свойства. Индикаторы. Шкала рН. Индикаторы на
кухне. Жир. Его обнаружение в продуктах.
Раздел 3. Химия в ванной (4ч)
Мыло. Его история, виды и способы получения. Вода. Жесткая и мягкая
вода. Чем опасна жесткость?
Раздел 4. Физика в нашей жизни (22ч)
Плотность веществ. Разность плотностей. Звук. Звучание различных
предметов. Низкие и высокие звуки. Распространение звука в различных
средах. Свет. Образование солнечных зайчиков. Рисунки солнечного света.
Тепловые явления. Измерение температуры. Термометр. Термос. Греет ли
шуба? Пространство и время. Солнечная система. Вращение планет.
Солнце – источник света и тепла. Наша соседка Луна. Солнечные и лунные
затмения. Электричество и магнетизм. Понятие об электрическом токе.
Магниты. Магнитное поле Земли.
Раздел 5. Биология в нашей жизни (12ч) Факторы здоровья человека.
Влияние вредных привычек на здоровье человека. Здоровье человека и
окружающая среда.
Раздел 6. Итоги. (2ч)
Подведение итогов. Проведение игры – квеста на химическую тему.

Планируемые результаты
Личностные:
1. Формирование

целостного

мировоззрения,
18

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, а
также

социальному,

культурному,

языковому

и

духовному

многообразию современного мира;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на
мотивации

к

обучению

и

познанию,

выбору

основе

профильного

образования на основе информации о существующих профессиях и
личных профессиональных предпочтений, осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых
познавательных интересов;
3. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
4. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;

усвоение

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей;
5. Формирование познавательной и информационной культуры, в том
числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими
средствами информационных технологий;
6. Формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности

жизни

во

всех

её

проявлениях

и

необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
7. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во
время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать
проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные
решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная
19

поисково-исследовательская, проектная.)
Метапредметные:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации

учебной

деятельности,

поиска

средств

её

осуществления;
2. Умение

планировать

пути

достижения

целей

на

основе

самостоятельного анализа условий и средств их достижения,
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее

эффективный

способ,

осуществлять

познавательную

рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
3. Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
давать определение понятиям, классифицировать, структурировать
материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную
позицию, формулировать выводы и заключения;
4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
5. Формирование и развитие компетентности в области использования
инструментов и технических средств информационных технологий
(компьютеров и программного обеспечения) как инструментально
основы

развития

коммуникативных

и

познавательных

универсальных учебных действий;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. Умение извлекать информацию из различных источников (включая

20

средства

массовой

информации,

компакт-диски

учебного

назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики;
8. Умение

на

практике

пользоваться

основными

логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения,
решения проблем, прогнозирования;
9. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том
числе проектные;
10. Умение

самостоятельно

и

аргументированно

оценивать

свои

действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая
правильность или ошибочность результата и способа действия,
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также
свои возможности в достижении цели определенной сложности;
11. Умение

работать

в

группе

–

эффективно

сотрудничать

и

взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности; слушать
партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно
отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров,
в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные:
1. Формирование первоначальных систематизированных представлений
о веществах, их превращениях и практическом применении;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2. Осознание объективно значимости основ химической науки как
области современного естествознания, химических превращений
органических и неорганических веществ как основы многих явлений

21

живой

и

неживой

природы;

углубление

представлений

о

материальном единстве мира;
3. Овладение

основами

анализировать

и

химической

объективно

грамотности:

оценивать

способностью

жизненные

ситуации,

связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и
планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения
здоровья и окружающей среды;
4. Формирование

умений

наблюдаемыми

устанавливать

химическими

связи

явлениями

между
и

реально

процессами,

происходящими в микромире, объяснять причины многообразия
веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
5. Приобретения опыта использования различных методов изучения
веществ; наблюдения за их превращениями при проведении
несложных

химических

экспериментов

с

использованием

лабораторного оборудования и приборов;
6. Создание основы для формирования интереса к расширению и
углублению химических знаний и выбора химии как профильного
предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего
образования,

а

в

дальнейшем

и

в

качестве

сферы

свое

профессиональной деятельности;
7. Формирование представлений о значении химической науки в
решении современных экологических проблем, в том числе в
предотвращении техногенных и экологических катастроф;
8. Освоение

дополнительных

практических

знаний

(внебазового курса);
9. Связь теоретических и практических основ химии.

22

по

химии

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, оборудован в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями. Учебный кабинет оснащен выходом в
интернет, оснащен учебным оборудованием:
1. Компьютер -2 шт;
2. Учебно-наглядные пособия;
3. Аптечка первой помощи;
4. Реактивы
Набор № 1В «Кислоты»
Набор № 1С «Кислоты»
Набор № 3 ВС «Щёлочи»
Набор № 4 ВС «Огнеопасные вещества»
Набор № 5 С «Органические вещества»
Набор № 7 С «Минеральные удобрения»
Набор № 9 ВС «Образцы неорганических веществ»
Набор № 11 С «Соли для демонстрационных опытов»
Набор № 12 С «Неорганические вещества»
Набор № 13ВС «Галогениды»
Набор № 14 ВС «Сульфаты, сульфиты, сульфиды»
Набор № 15 ВС «Галогены»
Набор № 16 ВС «Металлы, оксиды»
Набор № 17 С «Нитраты»
Набор № 18 С «Соединения хрома»
Набор № 19 ВС «Соединения марганца»
Набор № 20 ВС «Кислоты»

23

5. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для
химического эксперимента.
баня комбинированная ДКЛ
весы технические
Нагреватели (спиртовки)
Штатив лабораторный металлический ШЛБ 2шт
Пробирки ПХ-21
Набор склянок (250 мл)
Комплект для демонстрационных опытов универсальный по химии
КДОХУ
Набор мерной посуды
Набор фарфоровой и фаянсовой посуды:
чашки для выпаривания
ступки с пестиком
ложка для взятия веществ
Аппарат для получения газов
Набор для опытов по химии с. электрическим током
Ерши и принадлежности для мытья посуды
Зажимы комбинированные
Наборы стеклянных трубок
Пробки разных размеров
Информационное обеспечение
1. Компьютерные презентации;
2. Тематические учебные фильмы.
Кадровое обеспечение
Реализация
программы

дополнительной
обеспечивается

образовательной
педагогическими
24

общеразвивающей

кадрами,

имеющими

образование по профилю программы.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов освоения общеразвивающей программы
осуществляется в течении всего учебного процесса.
1. Входной контроль (диагностические задачи)
2. Текущий контроль (Устный опрос, работа с карточками,
тематические игры)
3. Итоговый контроль (практическая лабораторная работа, тестовые
задания, индивидуальные контрольные задания)

25

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват.Учреждений / Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
2. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
3. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.:Просвещение.
4. Н.Л. Глинка. Общая химия. М.: «; Интеграл-пресс»; 2005
5. Е.В. Тяглова – Исследовательская деятельность учащихся по химии – М.,
Глобус, 2007 г.
6.

И.М. Титова – Химия и искусство – М., Вентана-Граф, 2007 г

7.

Химия/ Л.Д. Вайткене, М.Д. Филиппова. – Москва: Издательство

АСТ, 2018. – 159, [1] с.: ил. – (Большая энциклопедия занимательных наук
с дополненной реальностью).

26

1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью
современного общества в принципиально иных молодых людях: образованных,
нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения
в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью,
динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию,
обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно
работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким
требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного
мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью
самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и
инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления
формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки
исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие
временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал
исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи
большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного
образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у
учеников
Программа кружка рассчитана на учащихся 6-7 классов. Объем занятий - 70
часов, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав
учащихся должен быть постоянным. Состав кружка формируется на добровольной
основе. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный уровень подготовки.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Программа кружка
включает: знакомство с лабораторной техникой, с организацией химического
производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
1. Нормативно - правовые документы
Закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
 Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О
введении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
 Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов и элективных
курсов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования»
 Письмо Минобразования России от 07.07.2005 г. «О примерных программах
по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
 Примерные программы по учебным предметам федерального базисного
учебного плана.



1. Статус документа
Программа данного кружка по химии составлена на основе Примерной
программы основного общего образования по химии, «Программы вводного курса
27

химии для 7 классов общеобразовательных учреждений Габриеляна О.С.» и
учебника «Физика. Химия 5-6 класс» Гуревич А.Е. и др.» 2011г.).
Программа курса конкретизирует содержание стандарта, дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных
опытов и практических занятий.
2. Программа кружка выполняет две основные функции:
Информационно-методическая
функция
позволяет
всем
участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного
предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа определяет пропедевтическую часть учебного курса химии в
основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания образования. Тем самым данная программа
содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению вводного
курса химии в основной школе.
1.4. Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное
содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и
возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню
подготовки учеников, после прослушивания данного курса.
1.5. Общая характеристика курса
Программа курса «Химия в каждом доме» (70 час) предназначена для
учащихся 6 класса в качестве ознакомления с основными понятиями и законами
химии. Предполагаемый курс – межпредметный (химия, биология, экология).
Заключается на привлечении дополнительной информации межпредметного
характера о значении химических соединений в различных областях народного
хозяйства, в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет
заинтересовать школьников химией, повышает познавательную активность,
развивает аналитические способности. Данный курс является актуальным для 13 - 14
–летних подростков, так как он:
 приближает теоретические химические знания к предметам окружения, тем
самым поднимает статус науки «химия», «физика»;
 дает некоторые представления о перспективе изучения веществ в 8 -11
классах;
 дает возможность познакомить учащихся с профессией и предметом
деятельности фармацевта, косметолога, работника химчистки, торгового работника,
а также с устройством его жилищных условий.
Планирование составлено с учетом реализации межпредметных связей с
курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и

28

атомов, и биологии 5—7 классов, где дается знакомство с химической организацией
клетки и процессами обмена веществ.
Содержание
учебных
блоков
направлено
на
достижение целей
(пропедевтического) естественно - научного образования.
Целью данного курса является:
- сформировать у учащихся познавательный интерес к предмету химии и расширить
кругозор учащихся;
- дать представления о широких возможностях химических технологий по созданию
новых, удобных и высококачественных предметах обихода человека;
- вооружить учащихся знаниями о безопасных и опасных веществах, окружающих
их в быту.
Задачами курса являются:
 освоение знаний химически грамотного использования веществ и материалов,
применяемых в быту;
 овладение умениями проводить химический эксперимент, самостоятельно
приобретать знания по химии в соответствии с возникающей жизненной
потребностью (сравнивать, выделять главное, систематизировать материал,
делать выводы);
 развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента;
 воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины
мира, отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры.
А также:
 научить приёмам ликвидации загрязнений (удаление пятен с одежды, мебели,
посуды) с помощью химических реактивов и подручных средств;
 ознакомить с химическими процессами приготовления пищи;
 научить формировать аптечку и уметь правильно оказывать первую доврачебную
помощь с помощью лекарственных средств;
 научить аккуратному обращению с ядовитыми веществами (моющие и чистящие
вещества);
 ознакомить с особенностями пользования косметикой (кремы, пудры, помады,
туши и. т. д.).
Материалы для выполнения итоговой зачётной исследовательской работы:
 Аптечка для похода
 История парфюмерии
 Экодом будущего
 Красота и косметика
 Товарные знаки разных стран мира
 Лечебный массаж и др.
Кроме выше перечисленных основных форм контроля планируется проведение
текущих самостоятельных, проверочных работ в виде фрагментов урока. В конце
учебного года рекомендуется смотр знаний учащихся в форме исследовательской
работы. Допускается игровая форма проведения.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате ознакомления с материалами кружка «Химия в каждом доме»
учение должен знать/понимать:


химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
29

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, вещество, классификация
веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция,
классификация реакций.
 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава.
уметь
 называть: химические элементы, соединения изученных классов;
 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента;
 характеризовать: изученные химические элементы, вещества и химические
реакции;
 определять: название и состав веществ по их формулам, изученные типы
химических реакций;
 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
 распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 безопасного обращения с веществами и материалами;
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
 приготовления растворов заданной концентрации.
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной
литературы, подготовка рефератов или презентаций, выполнение
экспериментальных работ, проектов
Основные формы:
Беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Основное содержание курса
Тематика занятий


1.

Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники

безопасности.
2.
Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории.
Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими
стаканами и др.
3.
Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня),
пользование ими. Нагревание и прокаливание.
4.
Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
5.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными
веществами.
6.
Растворы.
7.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
8.
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
9.
Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
10.
Проектная деятельность.

30

Учебно - тематическое планирование материала

№

Разделы, тема занятия

Кол-во часов

I

15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

II

3
1
1
1

III

IV

ХИМИЯ – НАУКА О ВЕЩЕСТВАХ.

3

19. Предмет изучения науки «химия»

1

20. Вещества вокруг нас.

1

21. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных
знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

1

ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

9

22. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники
безопасности. Практическая работа № 1 «Правила ТБ при работе в кабинете
химии»

1

23. Знакомство с лабораторным оборудованием. Практическая работа №2

1

31

«Знакомство с химической лабораторией»
24. Химическая посуда.

1

25. Лабораторный штатив.

1

26. Спиртовка. Практическая работа № 3 «Признаки и условия химических
реакций».

1

27-28. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры
первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

2

29-30. Экскурсия. Кабинет биологии и физики.

2

V

31. ИГРА «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ХИМИИ»

1

VI

ВИКТОРИНА «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ
ХИМИИ».

2

32. Использование оборудования в кабинете химии».

1

33. Составление кроссворда

1

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТВЕРДЫМИ,
ЖИДКИМИ, ГАЗООБРАЗНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.
ЛАБОРАТОРНЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ
НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

12

34. Взвешивание, фильтрование. Практическая работа № 4 «Взвешивание
твердых веществ».

1

35. Выпаривание, кристаллизация, перегонка. Практическая работа №
5 «Выпаривание раствора соли и сахара».

1

36. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

1

37. Практическая работа № 6 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание
чая, кофе, приготовление настоев, отваров.

1

38-39. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

2

40-41. Занимательные опыты по теме: «Химия в природе. Практическая работа
№ 7 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».

2

42-43. Практическая работа № 8 «Методы разделения смесей: фильтрование,
выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение
твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.»

2

44. Практическая работа № 9 «Приготовление насыщенного раствора соли.
Выращивание кристаллов».

1

45. Практическая работа № 10 «Испытание индикаторами растворов соды,
мыла, лимонной кислоты»

1

46-47. ИГРА «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ХИМИИ»

2

ПРОЕКТ «ВСЕ ЛИ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА ПРИГОДНЫ
ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ?»

4

VII

VIII
IX

32

X

XI

XII

48-49. Разработка проекта

2

50-51. Защита проекта

2

ЗНАТОКИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

6

52. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева.

1

53. Происхождение названия химических элементов.

1

54. Химические анаграммы.

1

55. Подготовка мини-проектов «Загадки-отгадки по периодической системе»

1

56-57. Защита мини-проектов «Загадки-отгадки по периодической системе»

2

ВЕЩЕСТВА ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ

8

58-59. Кислород. Практическая работа № 11 «Наблюдение горения».

2

60-61. Водород.

2

62-63. Углекислый газ.

2

64-65. Проведение экспериментальных исследований на обнаружение веществ

2

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

5

66. Земля – планета солнечной системы. Древняя наука астрономия.

1

67. В мире звезд. Названия созвездий.

1

68. Луна – естественный спутник Земли. Космические исследования.

1

69-70. Обобщающее занятие.

2

ИТОГО

70

Планируемые результаты:
1. Развитие интереса к предметам естественно – научного направления.
2. Повышение уровня теоретической и экспериментальной подготовки учащихся.
3. Умение выполнять несложные физические и химические опыты.
4. Формирование навыков пользования физическим лабораторным оборудованием и
химической посудой, реактивами, нагревательными приборами.
5. Соблюдение правила техники безопасности при проведении различных экспериментов.
3. Выполнение проектов и их защита.
4. Воспитание информационной культуры учащихся, связь естественных наук с жизнью.
Критерии эффективности:
1. Положительная динамика численности кружка.
2. Повышается эффективность проведения практических работ на уроках.
3. Повышается интерес к предмету (диагностика).
4. Учащиеся активные участники научно-практических конференций(мониторинг).
Литература
 Занимательные
задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин,
Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002
 Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ»,
М., 1995
33










Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995
Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.:Дет. лит.,
1987
Химия в картинках. Курячая М. – М. Дет. Лит., 1992
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
Интернет-ресурсы
http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических
веществ и явлений.
http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и
развитие мии с древнейших времен до XVII века.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».