Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования №7» Гудкова Ольга Федоровна Программа воспитания На 2021-2025 учебный год Подписано цифровой подписью: Гудкова Ольга Федоровна Дата: 2021.09.01 17:13:36 +05'00' Оглавление Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». 3 Раздел 2. «Цель и задачи воспитания» .................................................................. 5 Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности» ..................................... 10 3.1. Инвариантные модули ................................................................................ 10 3.1.1. Модуль «Классное руководство» ....................................................... 10 3.1.2. Модуль «Школьный урок» .................................................................. 12 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» ...................................... 14 3.1.4. Модуль «Работа с родителями» .......................................................... 16 3.1.5. Модуль «Самоуправление» ................................................................. 18 3.1.6. Модуль «Профориентация» ................................................................. 22 3.2. Вариативные модули .................................................................................. 24 3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» ........................................ 24 3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения» ............................... 30 3.2.3. Модуль «Здоровый образ жизни» ....................................................... 32 3.2.4. Модуль «Правовая культура и законопослушное поведение» ....... 35 3.2.5. Модуль «Я - гражданин»...................................................................... 38 Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ........ 40 Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» Ведущим направлением воспитательной работы в МАОУ «Центр образования №7» является патриотическое воспитание. В 2020 году структурное подразделение общего образования получило название «Школа имени Героя России Юрия Игитова», в память о выпускнике школы, совершившем героический поступок во время Первой Чеченской войны. Мероприятия патриотической направленности проходят основной нитью через календарный план воспитательной работы. Особенностью воспитательной работы в данном направлении является развитие туристскокраеведческих навыков и военно-спортивной подготовки: сплавы по рекам Урала, пешие походы, военно-спортивный лагерь «Братишка», объединение «ЮнАрмия». Одним из аспектов воспитательной работы в МАОУ «Центр образования №7» является длительное тесное сотрудничество с градообразующим предприятием АО НИИмаш. Шефство проявляется в организации совместных мероприятий технической направленности (Неделя космонавтики, Битва конструкторов, Звёздные старты и другие), организации наставнической деятельности представителей предприятия над проектами воспитанников структурного подразделения дополнительного образования. Договор взаимодействия подразумевает профориентационные встречи, экскурсии, мастер-классы. За долгие годы в МАОУ «Центр образования №7» сложилась «рабочая» система развития творческих способностей обучающихся через объединения дополнительного образования и внеурочной деятельности, широкого спектра воспитательных мероприятий. Традиционными мероприятиями стали: Туристический слёт «Здравствуй, осень!», День самоуправления, Месячники «Здоровый образ жизни» и Патриотического воспитания, Фестиваль творчества детей и взрослых «Две звезды», Фестиваль иностранной песни «Step by step», Конкурс «Звезда танцпола»,. Ряд мероприятий получили статус городских: Литературно-музыкальный вечер-бал, праздник Последнего звонка. Наиболее важным направлением воспитательной работы МАОУ «ЦО №?» является профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями. В целом, процесс воспитания в Центре основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в Центре являются следующие: - годовой цикл воспитательной работы содержит ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в Центре создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов и объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции. Раздел 2. «Цель и задачи воспитания» Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности» Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем инвариантном или вариативном модуле. 3.1. Инвариантные модули 3.1.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Деятельность классного руководителя отображается в индивидуальном плане работы. Работа с классом: Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в Школе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия: Классные часы: - тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; - игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; - проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы; - организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу; - здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей. Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют разнообразные формы. Это однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей, класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным педагогом-психологом; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным педагогом-психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с родителями учащихся или их законными представителями (формы): «Узкий круг». Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками; Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания. Совместные дела. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы; анкетирование и тестирование родителей 3.1.2. Модуль «Школьный урок» Одним из приоритетных направлений воспитательной работы МАОУ «ЦО №7» определено патриотическое воспитание. Для реализации данного направления используется весь потенциал МАОУ «ЦО №7», в особенности музей школы. Деятельность осуществляется на основании ежегодного плана работы музея. Занятие музейным делом способствует созданию условий для развития духовно-нравственного потенциала личности. Через краеведческую, поисково-исследовательскую работу формируются социально-значимые знания о своей Родине, ценностные отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, опыту проведения экскурсий, к культуре как духовному богатству; опыт выражения собственной гражданской позиции, самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности. Особой формой воспитательной работы является – музейный урок, организованный руководителем музея совместно с классным руководителем. Реализация воспитательного потенциала музейного урока предполагает следующее: специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предметных областей, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу; интерактивный формат занятий в музее, который способствует эффективному закреплению пройденного материала; побуждение обучающихся с самостоятельной поисковой деятельности в рамках акций «Моя семья работает на космос», «Мои родные – выпускники школы №7», «У Победы наши лица» и другие. привлечение внимания школьников к изучаемых на уроках явлений и событий через создание специальных тематических проектов, уроков – исторических чтений, инициирование обсуждения, высказывания учащимися своего мнения, выработки своего отношения, развитие умения совершать правильный выбор; использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, онлайн-конференции и др.); использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества, уроков, посвященных Дням Воинской славы; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, научно-практических и краеведческих конференциях, форумах). Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на музейном уроке позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности. 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Для организации внеурочной деятельности используется потенциал структурных подразделений общего и дополнительного образования МАОУ «ЦО №7». Деятельность осуществляется на основе ежегодного Плана внеурочной деятельности. Цель внеурочной деятельности – обеспечить соответствующую возрасту адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку и создать благоприятные условия для развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи внеурочной деятельности: – сформировать системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; – развить опыт творческой деятельности и способности; – сформировать культуру общения; – воспитать у обучающихся уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. Формы оценки Для учета достижений учащихся во внеурочной деятельности в школе используют: 1. Лист достижений «Путь к мастерству» для учета разовых и краткосрочных мероприятий. 2. Лист занятости обучающихся во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. 3. Портфолио обучающихся Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих видов. Спортивно-оздоровительное направление: Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. А так же – на воспитание любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Традиционно в Центре функционируют следующие секции и объединения: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, Сдаем нормы ГТО, туристический кружок, «ЮнАрмия». Осуществление воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и игровая деятельность. Общекультурное направление: Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Традиционно в Центре функционируют следующие объединения: Театральная шкатулка, Вокал, Хореография, объединения ДПИ. Осуществление воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в рамках реализации общекультурного направления происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: художественное творчество, познавательная деятельность и игровая деятельность. Общеинтеллектуальное направление: Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Традиционно в Центре функционируют следующие объединения: предметные кружки, Учись учиться (для обучающихся с ОВЗ), Финансовая грамотность, Детская инженерно-конструкторская лаборатория, Медицинский класс, Экологический кружок, Проектная деятельность. Осуществление воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в рамках реализации общеинтеллектуального направления происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение и игровая деятельность. Социальное направление: Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Традиционно в Центре функционируют следующие объединения: Ученическое самоуправление, Школа лидера, молодёжный проектный офис, Волонтерский отряд «Доброволец». Осуществление воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в рамках реализации социального направления происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение и трудовая деятельность. Духовно-нравственное направление: Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для воспитания ценностного отношения школьников к семье, культуре, Родине и общее духовно-нравственное развитие школьников. Традиционно в Центре функционируют следующие объединения: Открываем с книгой мир, Школьная газета, Медиа-центр, Юный краевед. Осуществление воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в рамках реализации духовно-нравственного направления происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, туристскокраеведческая и трудовая деятельность. 3.1.4. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Формы участия родителей или законных представителей школьников в управлении образовательным учреждением: социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования; защитники прав и интересов ребёнка. Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования. Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе. 2. Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебнопознавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивнооздоровительную деятельность. 3. Презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских и родительского лектория. 4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. 5. Помощь родителям и детям с ОВЗ. На групповом уровне: 1. Участие родителей в управлении школой: Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей. 2. Вовлечение родителей или законных представителей школьников в образовательный процесс: Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания: «Показатели нормативного и ненормативного поведения детей младшего школьного возраста», «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети», «Им уже 13. Будем вместе с ними, а не над ними», «Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии старшеклассника»; Дни открытых дверей, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников. Участие родителей в заседаниях школьной службы медиации. Помощь в решении конфликтных ситуаций, спорных моментов. Организация и проведение совместных мероприятий родителей и детей, включающих спортивно-оздоровительную, познавательную, творческую, туристско-краеведческую, игровую и трудовую деятельность 3. Повышение психолого–педагогической компетентности родителей или законных представителей школьников: Общешкольные родительские собрания – до 4 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности, в том числе в формате он-лайн, проводимые директором Центра и специалистами; Беседы, организуемые школьным педагогом-психологом, в рамках родительских собраний. На индивидуальном уровне: Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; Индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС. Диагностические методы работы с родителями или законными представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских рисунков и рассказов воспитанников о семье, метод ранжирования. Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся (совместность, СО-бытие). 3.1.5. Модуль «Самоуправление» Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности. Цель самоуправления: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой. Через самоуправление решаются задачи: развитие, сплочение и координация ученического коллектива; формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации; умение решать проблемы; самораскрытие и самореализация личности; принцип равноправия в совместной деятельности; общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности; умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда; повышение требовательности к себе и товарищам; воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины; адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям; разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию; раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь; формирование готовности участвовать в различных социальных проектах. Ученическое самоуправление: Обеспечивает создание работоспособных органов воспитательного коллектива; Стимулирует общественную активность школьников; Развивает товарищеские отношения в коллективе; Приобщает ученический коллектив и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности; Способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации учащихся. Основные направления деятельности. 1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов самоуправления. 2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления. 3. Обновление содержания воспитательной деятельности. Этапы развития детской активности. В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления. 1-й этап развития активности: Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу. 2-й этап развития активности: Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Высший этап развития активности: Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений. Предоставление обучающимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса. Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся. Модель школьного ученического самоуправления «Большая семёрка». Ежегодно выбираются члены «Большой семёрки» на основе личных заявлений, предложений классных коллективов и классных руководителей. Председатель «Большой семёрки» выбирается путем открытого голосования обучающихся 8-11 классов сроком на 1 год. ШУС «Большая семёрка» осуществляется следующим образом: На уровне школы: 1. Совет капитанов – объединение капитанов классов, которые осуществляют руководство всей внеклассной деятельностью внутри классов. 2. Совет старших дежурных – объединение старших дежурных классов, которые отвечают за дежурство классов по школе, поддержание порядка во время общешкольных мероприятий. 3. Совет школьных физоргов – объединение физоргов классов, которые отвечают за подготовку и участие команд классов на школьных соревнованиях. 4. Совет лиги дела – объединение волонтеров классов, которые отвечают за сопровождение мероприятий волонтерами-помощниками, которые проводят мероприятие, помогают при подготовке территории или помещений к мероприятиям, сопровождают команды на мероприятиях. Также лига дела организует благотворительные сборы и концерты. 5. Совет медиа-центра – объединение «журналистов» классов, которые отвечают за медиа-сопровождение мероприятий, готовят видеорепортажи с места событий, заметки в школьную газету, размещают материалы в группе ВКонтакте МАОУ «ЦО №7». 6. Совет редколлегии – объединение членов редколлегий классов, которые отвечают за оформление мероприятий, стендов творческих работ обучающихся, оценивание конкурсных работ обучающихся. 7. Совет школьных кульоторганизаторов – объединение культорганизаторов классов, которые отвечают за организацию и проведение школьных мероприятий. 8. Совет «Большой семёрки» – главный управляющий орган ШУС. К его полномочиям относится: - составление перспективного плана мероприятий на учебный год и еженедельных планов, - внесение предложений администрации Центра от лица обучающихся, - курирование мероприятий и распределение обязанностей между членами советов ШУС. - публичный отчет о деятельности за год на Форуме ученического самоуправления. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса капитанов, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его деятельность с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность Советов классов, отвечающих за различные направления работы, реализуемые в процессе выполнения следующих функций: Планирование и анализ общеклассных дел, конкурсов, соревнований, акций; Организация дежурства по классу и школе; Выпуск и работа классного уголка; Делегирование обучающихся для работы в Советах школы; Участие в выпуске школьной газеты; Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время; Представление кандидатур обучающихся для награждения; Отчетность о работе Советов классов на итогов классном часе. На индивидуальном уровне через: Участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел; Участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, посадке деревьев и саженцев, разбивке цветников; Участие в работе Советов класса и школы по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.; Участие в летних практиках и профильных сменах в школьном лагере. Деятельность по данному направлению осуществляется согласно ежегодному плану школьного ученического самоуправления, разботанного совместно с обучающимися МАОУ «ЦО №7» 3.1.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности, включающей в себя построение персонального образовательного маршрута. На региональном и всероссийском уровне: участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков (ПРОектория, Билет в будущее); участие в днях открытых дверей образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. На муниципальном и региональном уровнях: экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; На школьном уровне: освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках дополнительных образовательных программ и прграмм внеурочной деятельности; циклы профориентационных классных часов, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации ребенком своего профессионального будущего; организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха мероприятий профориентационных смен «школа лидера» в весенние и осенние каникулы. На уровне классов: профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования. На индивидуальном уровне: индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; участие в проектной деятельности, участия в НПК. 3.2. Вариативные модули 3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Воспитательное пространство МАОУ «ЦО №7» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей не только в школе, но в микрорайоне в целом. Процесс воспитания и социализации юных горожан во многом обусловлен краеведческим, культурологическим контекстом территории, определенным укладом жизни семей, в которых воспитываются дети. В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является создание системы ключевых общешкольных дел, обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, активность и ответственность за происходящее в школе и окружающем мире. Общешкольные дела реализуются через модель школьного фестиваля «Город мастеров», включающий в себя четыре основных направления работы: «Арт-успех», «Социум-успех», «Интеллект-успех», «Спорт-успех». На внешкольном уровне: «Школа лидера» – проектная школа, в которой принимают участие педагоги и учащиеся по разработке, защите и участию в конкурсах проектов, ориентированных на преобразование окружающей среды, школы, социума. В результате у учащихся происходит формирование социальной активности и социальных компетентностей (сотрудничество, работа в команде; коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения; умение определять свою позицию в общественных отношениях; опыт выполнения разнообразных социальных ролей; навыки саморегуляции). «Музыкальный литературный вечер-бал» – творческое мероприятие, проводимое ежегодно для старшеклассников образовательных учреждений города, включающее элементы литературной гостиной с чтением произведений, театрализованных и вокальных выступлений, а также элементы балов XIX века. В результате у учащихся происходит формирование коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, приобщение к истории своей страны. Сплавы по рекам Свердловской области – традиционное мероприятие, для обучающихся города, включая обучающихся «группы риска». Сплавы предполагают формирование у детей психолого-адаптивных качеств, при тесном контакте с окружающей средой, расширение границы их кругозора и представления о родном крае. Военно-спортивные сборы «Братишка» – традиционные сборы для обучающихся города, включая обучающихся «группы риска». Мероприятия различной направленности в рамках военно-спортивных сборов позволяют формировать самостоятельную личность, ориентированную на здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Элементы армейского быта, знание истории России помогут многим юношам при подготовке к службе в вооруженных силах Российской Армии. Мероприятие направлено на увеличение количества подростков, желающих заниматься военноприкладными видами спорта, воспитание патриотов своего Отечества, формирование основ здорового образа жизни. На школьном уровне. I. Направление «Интеллект-успех» Общешкольные дела, направленные на формирование позитивного отношения к познавательной деятельности, повышение значимости интеллектуальной деятельности. День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое значение этот день имеет для учащиеся 1-х, 5-х и 11-х классов, закрепляя идею наставничества, передачи традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе. Предметные недели – циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса как к конкретной области, так и к процессу обучению в целом. Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» – мероприятие содействует пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе. НПК способствует развитию умений и навыков проектной деятельности, обмену опытом (между учащимися, педагогами), формированию творческого мышления, навыков и опыта самостоятельной работы, ответственному отношению в процессе создания индивидуально- и коллективно значимого результата (продукта). «Конкурс Портфолио» – конкурс, который проводится в целях выявления наиболее значительных учебных достижений учащихся школы, развития интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения знаний. Праздник «Честь и гордость МАОУ «Центра образования» – общешкольный ритуал, связанный с закреплением значимости учебных достижений учащихся, результативности в конкурсных мероприятиях. Данное событие способствует развитию школьной идентичности детей, поощрению их социальной активности, развитию позитивных межличностных отношений в общешкольном коллективе. II. Направление «Социум-успех» Общешкольные дела, направленные на усвоение социально-значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции. День солидарности в борьбе с терроризмом – цикл мероприятий (общешкольная линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленный на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения. Выборы председателя школьного ученического самоуправления «Большая семёрка» – традиционная общешкольная площадка для формирования основ школьного самоуправления для учащихся 8-11 классов. В игровой форме учащиеся осваивают все этапы предвыборной кампании (дебаты, агитационная кампания, выборы). По итогам игры формируются органы школьного самоуправления. Включение в дело учащихся всей школы способствуют развитию инициативности, самоопределения, коммуникативных навыков, формированию межличностных отношений внутри школьных коллективов. Цикл социально-значимых акций («Голубь мира», «Белые журавли», «СТОП, ВИЧ/СПИД!», «Мы – против!», «День спасибо», «Сообщи, где торгуют смертью»), направленных на формирование законопослушной культуры, толерантного отношения к окружающим людям и природе. Благотворительные акции – сбор канцелярских принадлежностей, предметов личной гигиены для детей дошкольного возраста, сбор сладких новогодних подарков и игрушек для детей из неблагополучных и малоимущих семей, сбор сладостей для пожилых и инвалидов отделения временного пребывания при ЦГБ. Мероприятия направлены на формирование толерантного отношения к окружающим, чувстве сопереживания нуждающимся. Цикл дел, посвященных патриотическому воспитанию (Уроки мужества, День неизвестного солдата, День Героев Отечества, месячник патриотического воспитания, Декада Победы, Лыжня имени Героя России Ю. Игитова), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа; уважения к ветеранам. Музейные уроки. В МАОУ «ЦО №7» функционирует школьный исторический музей. Мероприятия, проводимые в музее, направлены на воспитание чувства любви к своей малой Родине – Нижней Салде, Свердловской области и Уралу в целом; чувства гордости за героизм народа и уважение к ветеранам; формирование ответственного отношения к природе родного края; формирование навыков исследовательской и поисковотворческой работ. III. Направление «Арт-успех» Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах творческой, художественной деятельности, позитивной коммуникации Концертная деятельность (День учителя, день матери, Вечер встречи выпускников, фестиваль творчества детей и взрослых «Две звезды», фестиваль английской песни «Step by step», танцевальный конкурс «Звезда танцпола», Последний звонок). Мероприятия способствуют развитию творческого потенциала обучающихся, позитивных межличностных отношений между педагогами и обучающимися, формированию социальной успешности. Декада новогодних мероприятий – общешкольное коллективное творческое дело, состоящее из серии отдельных мероприятий (мастерская «Деда Мороза, конкурс «Новогодняя игрушка», новогодние праздники для учащихся разных классов), в котором принимают участие все учащиеся, педагогики и родители. Это КТД способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы, формированию навыков и опыта самостоятельности, ответственности, коллективного поведения; чувства доверия и уважения друг к другу, улучшения взаимосвязи родителя и ребёнка, педагогов и учащихся. Неделя Космонавтики – традиционное ежегодное мероприятие, проводимое совместно с шефами АО НИИМаш (конкурс коллажей, газет, открыток, презентаций, вокального творчества, интеллектуальные игры, Гагаринские чтения). Мероприятия способствуют развитию творческого потенциала обучающихся, позитивных межличностных отношений между педагогами и обучающимися и социальными партёнрами, формированию социальной успешности. День рождения школы – традиционный ежегодный праздник, включает ряд различных мероприятий (акции, фотовыставки, проекты фотозон, праздничный концерт, награждение школьников, педагогов, родителей), способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка. Творческие конкурсы (рисунков, коллажей, газет, поделок), приуроченных различным праздникам, тематических месячникам (ЗОЖ, патриотического воспитания, безопасности). Мероприятия способствуют развитию творческого потенциала и самореализации обучающихся. IV. Направление «Спорт-успех» Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах спортивной и туристической деятельности, начальной военной подготовки. «Спартакиада школьников» – комплекс соревнований (Кросс Нации, Веселый старты; пионербол, волейбол, баскетбол, мини-футбол, лёгкая атлетика), направленный на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений. Туристический слёт «Здравствуй, осень!» – традиционное общешкольное мероприятие, включающее игровой туристический квест (1-9 классы) и поход (5-11 классы). Для обучающихся 8-11 классов проводятся соревнования по туризму. Мероприятие, направлено на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, формированию туристических навыков. Военно-спортивная игра «Зарница» – традиционное общешкольное мероприятие, включающее игровой военно-спортивный квест (1-6 классы) и военно-спортивную игру (6-11 классы). Военно-спортивная игра включает в себя задания военной подготовки (стрельба, первая медицинская помощь, строевая подготовка, сборка-разборка АК, снаряжение магазина к АК, использование ОЗК). Мероприятие, направлено на формирование навыков военно-спортивной подготовки, популяризации объединения «ЮнАрмия» и военной профессии в целом. «Сдаем нормы ГТО» – цикл мероприятий, направленных на популяризацию ФСК ГТО, подготовку к сдаче норм ГТО и повышению общего уровня физической подготовки обучающихся. На уровне классов: I. Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем организации само- и соуправления На уровне начального общего образования совместная направленная деятельность педагога и школьников начального уровня заключается в развитии познавательной, творческой, социально-активной видах деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На уровне основного и среднего образования – через создаваемое самоуправление класса, которое отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления. II. Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы, имеющих общешкольное значение: «Посвящение в первоклассники и пятиклассники» – торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника; «Прощание с Букварём» – традиционная церемония в первых классах; День именинника – дело, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов. Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери. Классный семейный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля – ежегодное дело, проходит совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-взрослых проектов. На индивидуальном уровне. Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для него ролей осуществляется через советы самоуправления, где распределяются зоны ответственности, даются разовые посильные поручения. Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером, предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы; организацию разновозрастного наставничества. Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах различного уровня. Ведение классными руководителями листа «Путь к мастерству» - листа учета индивидуальных успехов обучающихся одного класса. 3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детские общественные объединения - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Работа школьных объединений дает ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения, получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других № Название п/п объединения 1 ВПК «Пламя» (объединение ЮНАРМИЯ) Направления работы Военно-патриотическое организация мероприятий военно-патриотической направленности, обеспечение участия в них юнармейцев; начальная военная подготовка; занятия военно-прикладными видами спорта, в том числе подготовка команд к военно-спортивной игре «Школа безопасности», «Зарница» Личностное развитие курс лидерского мастерства; Военно-историческое курс история Отечества и общевоинский устав Художественно-эстетическое развитие курс художественная самодеятельность 2 Волонтерский отряд «Доброволец» 3 Отряд ЮИД «Светофор» Экологическое направление «Чистые игры», Участие в акции «Сдай макулатуру – спаси дерево», неделя энергетической безопасности, субботники Спортивное направление Организация и проведение общешкольных массовых спортивных мероприятий: Туристический слёт, Зарница, Лыжня имени Героя России Юрия Игитова, легкоатлетическая эстафета, Дни здоровья Социальное направления Акции «Живи малыш», «Стань сам Дедом Морозом», «Малыш», «Собери ребёнка в школу», организация благотворительных концертов на территории МАОУ «ЦО №7» и социальных учреждений города: СРЦН, ЦВСПИ Событийное направление Организация и проведение традиционных школьных мероприятий: День учителя, День матери, Вече встречи выпускников и других Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную работу для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах посредством проведения бесед, викторин, игр, конкурсов, праздников, постановки спектаклей, создания агитбригад, а также через создание и использование наглядной агитации безопасного поведения участников дорожного движения, участие в окружных профилактических мероприятиях, конкурсах и др. Информационная деятельность направлена на информирование участников образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма и основах безопасного поведения на улицах и дорогах. Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, правил дорожного движения в школе детском саду, с использованием различных наглядных средств, а также организация среди дошкольников и школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения 4 Первичное отделение Общероссийско й общественногосударственно й детскоюношеской организации Российского Движения Школьников (РДШ) «Личностное развитие» организация творческой деятельности учащихся создание условий для всестороннего гармоничного личностного развития учащихся, способствующие реализации потенциала активности каждого ученика «Гражданская активность» - формирование активной жизненной позиции школьников, осознанного ценностного отношения к истории своей страны, города, района, народа; - стимулирование социальной деятельность школьников, направленная на оказание посильной помощи нуждающимся категориям населения; «Информационно-медийное» обеспечение мотивации и объединения школьников в современное детское движение, которое способствует воспитанию будущих граждан как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей, владеющих современными медиакомпетенциями и имеющих высокий уровень медиакультуры 3.2.3. Модуль «Здоровый образ жизни» На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья средствами образования. Для обеспечения системного подхода к деятельности по здоровьесбережению должны быть вовлечены все участники образовательных отношений. А систематическая работа при этом будет направлена на: - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении; - профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде; - формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; - формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время; - формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни. Высокая суммарная нагрузка в школе и дома диктует необходимость рационализации режима дня, правильной организации внеурочного времени, расширения занятий детей физической культурой и спортом. Особое внимание уделяется урокам физической культуры, проблеме их организации и методики проведения. Изучение и анализ деятельности преподавателей физической культуры обсуждается на МО учителей, совещаниях при директоре. Перед учителями поставлена задача апробации на уроках новых методов проведения занятий с более высоким уровнем двигательной активности, учетом индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности, интересов и потребностей детей. Организовать проведение обязательных занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Введение во всех классах различных оздоровительных методик. Особое значение приобретает разъяснительная работа с учащимися, родителями о важности систематических занятий детей физическими упражнениями, воспитания у них привычки самостоятельно играть, бегать, кататься на лыжах и коньках, совершать прогулки, выполнять утреннюю гимнастику и т. д. В последние годы активно возрождается тенденция престижности и значимости сдачи норм ГТО. Педагоги проводят разъяснительные работы с родителями и учениками о важности данного мероприятия. Модуль имеет следующие направления: -оздоровительное; -психологическое; -просветительское; Направления работы Мероприятия работа с учащимися всех групп здоровья на Физкультурноуроках физкультуры, секциях; оздоровительное организация физкультминуток на уроках, динамических пауз для обучающихся начальных классов; организация работы объединений внеурочной деятельности – секции; Дни здоровья; Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни; Организация наглядной агитации на стендах школы, разработка памяток и буклетов; рейды: «Внешний вид»; участие в конкурсах: Веселые старты»; «Папа, мама, я - спортивная семья»; «Президентские игры и состязания»; диагностика эмоционально-личностного Социальносостояния учащихся по аспектам: самооценка, психологическое уровень тревожности, способы психологической защиты; индивидуальное и групповое консультирование по результатам диагностики; тематически психологические классные часы, направленные на формирование навыков межличностного общения, способов решения конфликтных ситуаций; психолого-профилактические беседы в ходе родительских собраний по профилактике психосоматических заболеваний и созданию условий для обеспечения психологического здоровья учащихся; исследования уровня адаптации учащихся (по различным возрастным группам), уровня утомляемости и факторов, влияющих на них; Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися группы риска; Проведения ежегодного социальнопсихологического тестирования. Проведение ежегодных профилактических Медикомедицинских осмотров обучающихся, просветительское информирование родителей (законных представителей) по его итогам; профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений; родительский, ученический, учительский всеобуч по профилактике табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ; мероприятия по профилактике распространения ВИЧ/СПИД Работа с родителями Проведение родительских собраний и педагогических лекториев: - «Распорядок дня и двигательный режим школьника»; - «Личная гигиена школьника»; - «Воспитание правильной осанки у детей»; - «Организация правильного питания ребенка в семье»; «Семейная профилактика проявления негативных привычек»; -«Как преодолеть страхи»; - «Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними»; Индивидуальные консультации; Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, экскурсий 3.2.4. Модуль «Правовая культура и законопослушное поведение» Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социальноактивного поведения. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника. Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников. В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г. (с изменениями на 24 апреля 2020 г.), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей. Основные направления деятельности: 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками. 2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Ежедневный контроль посещаемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры по возвращению обучающегося к учебной деятельности. 3. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу – одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Школа предоставляет широкий выбор объединений внеурочной деятельности (кружков и секций) и объединений дополнительного образования на базе структурного подразделения дополнительного образования. 4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала (согласно программы «ЗОЖ»). 5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. 6. Профилактика наркомании и токсикомании. Создание условий для реализации в образовательном учреждении эффективной программы антинаркотического воспитания школьников; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ как способу решения своих проблем или проведения досуга. Включает в себя цикл бесед и встреч с представителями субьектов профилактики (ОВД, ЦГБ, ТКДНиЗП), проведение социальнопсихологического тестирования и добровольных медицинских осмотров. 7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив проводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки, к участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов. Активно организуется мониторинг социальных сетей обучающихся. 8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете ТКДН и ЗП. 9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ИПР учащихся с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними. Модуль построен на основе программы «Формирование законопослушного поведения обучающихся». Программа разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и ориентирована на различный возраст учащихся. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет), юношеского возраста (17 – 18 лет). В соответствии с этим курс состоит из четырех модулей: 1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов), 2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7 классов), 3 Модуль: «Я познаю других» (для учащихся 8-9 классов), 4 Модуль: «Мой нравственный выбор» (для учащихся 10-11 классов). 3.2.5. Модуль «Я - гражданин» Патриотическое воспитание граждан является приоритетно решаемой задачей, как на уровне Российской Федерации, Свердловской области, так и на уровне школы. Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Поэтому патриотическое воспитание является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. В образовательном учреждении создана система патриотического воспитания. Образованы и работают: Совет музея, школьное ученическое самоуправление «Большая семёрка», объединения дополнительного образования и внеурочной деятельности МАОУ «ЦО №7» и города, поисковые группы. С 2018 года создано объединение «ЮнАрмия». Возрос уровень и эффективность проведения фестивалей, слетов, конкуров, выставок и состязаний патриотической направленности. Проводятся военно-спортивные игры, несение Почетного Караула на Посту № 1, Вахты Памяти, лыжня имени Героя России Юрия Игитова. Осуществляется шефство над Памятником салдинцам, погибшим в Великую Отечественную войну – установлен на площади Свободы в июне 1967 г. Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания, необходимы обновление его содержания и форм, совершенствование материально-технической базы, улучшение уровня организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и возможностей сети Интернет. Решение указанных и других проблем предполагается осуществить в рамках данного модуля. Модуль реализуется через комплекс мероприятий школьного фестиваля «Город Мастеров» по направлениям: 1. «Я и я» - Формирование гражданского отношения к себе. Формировать правосознания и воспитывать гражданскую ответственность; Воспитывать у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; Формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. 2. «Я и семья» - Формирования гражданского отношения к своей семье Формировать уважение к членам семьи; Воспитывать семьянина, любящего своих родителей; Формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. 3. «Я и культура» - Формирование отношения к искусству Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; Формировать понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина. 4. «Я и школа» - Формирования гражданского отношения к школе Формировать у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе; Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору, профессии; Вырабатывать потребность учащихся постоянным пополнением своих знаний в укреплении своего здоровья; 5. «Я и моя Малая Родина» - Формирования гражданского отношения к своей Малой Родине – городу Нижняя Салда Воспитывать уважительное отношение к истории, культуре, традициям, знаменитым людям города Нижняя Салда; Формировать чувство долга и ответственности перед Малой Родиной. 6. «Я и мое Отечество» - Формирования гражданского отношения к Отечеству Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости; 7. «Я и планета» - Формирование гражданского отношения к планете Земля. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой; Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие: Направления анализа Содержание Положительная динамика и высокий уровень Результаты воспитания, мотивации учащихся к участию в научносоциализации и саморазвития школьников практических конференциях, многопрофильных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности. Низкий процент заболеваемости и пропусков занятий. Отсутствие случаев преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма. Воспитательная Отчет классных руководителей – тетрадь деятельность классных классного руководителя: руководителей - характеристика класса, - организация общеклассных мероприятий, поездок, экскурсий, - профилактическая работа с обучающимися и родителями, проведение профилактических инструктажей, - участие в общешкольных мероприятиях, - система классных часов и родительских собраний, - лист «Путь к мастерству» - индивидуальный учёт активности обучающихся в жизни класса и школы, - занятость обучающихся во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. - качество/количество проводимых Состояние организуемой в общешкольных ключевых дел; школе совместной - качество/количество совместной деятельности деятельности детей и классных руководителей и их классов; взрослых - качество/количество организуемой в школе внеурочной деятельности; - качество реализации личностно развивающего потенциала музейных уроков; - качество существующего в школе ученического самоуправления; - качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качество профориентационной работы школы; - качество мероприятий организуемых в направлении здорового образа жизни; - качество мероприятий организуемых в направлении патриотического воспитания; - качество мероприятий организуемых в направлении формирования законопослушного поведения обучающихся; - качество взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. Ожидаемый результат - имеет широкий познавательный интерес, Черты личности младшего любознателен, наблюдателен, умеет школьника сосредоточиться, владеет мыслительными операциями; - стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников; - проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь; - способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; - обладает чувством собственного достоинства; - следит за своей внешностью и вещами; - наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине; - умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ. - владеет системой знаний о различных Черты личности сферах человеческой деятельности, являющейся выпускника основой формирования убеждений, т.е. образовательного мировоззрения; учреждения - знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции; способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии; - понимает сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности; - умеет на научной основе организовать свой труд; - умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений; - проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение; - владеет навыками сотрудничества; - владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественноэстетической деятельности; стремится к творчеству; - убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям; - умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствуется; - владеет навыками организационной культуры; - наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран; - способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания; - умеет противодействовать асоциальным проявлениям.